Оригинал взят у
rikki_t_tavi в
Двенадцать принципов дрессировки окружающих ( и самого себя)Кстати, не знаю, заметили ли вы, но я по жизни тиран и деспот. Никакой демократии у меня нет - ни в семье, ни в сообществах, которыми я управляю, ни в преподавании, когда я им занималась.
Пока ребенок рос, в любой дискуссии, где я озвучивала свои принципы, меня немедленно начинали уверять, что ребенок начнет от меня скрываться, врать, делать за спиной всякие гадости, я потеряю его доверие ( и никогда не восстановлю!) и вообще мы сломаем отношения. Ну вот, ребенку двадцать лет, мы с нею дружим, я совершенно уверена, что она, как любой подросток, не все нам рассказывала, но она прекрасно знает, что все нам может рассказать.
И дети, которых я учила, как миленькие, делали сложные задания, переделывали рисунки столько, сколько нужно, красили красиво, рисовали закончено, не оставляли пятен клея, неопрятных краев - и не ударялись в истерики.
Для меня в организации чего-то и в воспитании есть несколько принципов.
Первое и главное - это должно работать. Если вы сюсюкаете и "уважаете" личность ребенка, а он два года продолжает не делать элементарного - очевидно ваше сюсюканье не работает. Все очень просто.
Второе - нет одного идеального подхода. Любой воспитательский принцип может работать. Важно именно это - работает ли он.
Третье - в этом деле последовательность важнее всего. Если вы сегодня за это ругаете, завтра пропускаете доброжелательно, а послезавтра убить готовы - любой человек любого возраста под вашим руководством будет теряться в догадках - а как надо? Не найдя последовательности, вас начнут считать идиотом и пропускать ваши указания мимо ушей, как лишенные смысла.
Четвертое - вы должны быть справедливы и поступки и выборы ваши аргументированы.
Пятое - если вы всегда поступаете последовательно и аргументировано - вскоре это уже может служить аргументом. Я всегда этого требовал, я никогда не руководствовался самодурством. Можно было уже привыкнуть.
Шестое - люди в общежитии должны быть удобны друг другу. Относится к любому возрасту. Не все - шальные пули в полете, а один - обслуживатель ценой полного отказа от себя. А все немного отказываются от бестолкового полета пули со смещенным центром в пользу удобства остальных. И дети должны говорить "спасибо", "пожалуйста", вытирать ноги и не орать при гостях.
Седьмое - дрессировка действует на всех людей. И почти все навыки дрессируются. Труднее всего с самим собой - потому что ты и дрессировщик и дрессируемый в одном лице.
Восьмое - нужно смотреть в корень процесса, а не ударяться в прекраснодушную истерику - я уважаю людей! я не позволю себе их дрессировать! Потому что дрессировка это не предмет душевной красоты, это очень простой процесс - вы поощряете поведение, вы не поощряете и даете ему угаснуть или вы прямо наказываете и искореняете поведение. В нынешнем гуманном мире нормой считаются два первых процесса.
Девятое - если вы гордая маленькая птичка и считаете, что никого не дрессируете - это не так. Вы делаете это в любой момент, даже если не осознаете. Как в сюжете из коментов в прошлом посте - если муж оставляет носки комками ( а вам нужно для стирки расправленные) и вы стираете их раз за разом и даете ему чистые - вы поощряете это поведение. Условно говоря, дрессируемый накладывает кучку, а дрессировщик дает ему после этого каждый раз конфетку. Отлично работает.
Десятое - никто не рождается с готовым поведением. Новое поведение не возникает ни после просьбы, ни после обещания. Оно должно оттренироваться и это займет время. Представьте себе, что при начале нужного поведения в организм запускается шарик, если у вас нет накатанного желоба от запускающего события до нужного поведения, шарик запутается в мусоре и корнях и застрянет, не долетев до цели. Если есть привычное другое поведение - шарик легко соскользнет туда и гладко прокатится по другому желобу, к другому поведению. Только последовательная и повторяющаяся работа сделает нужное - шарик не будет пускаться в старый неверный желоб, и тот зарастет шиповником и занесется илом, и шарик будет принудительно направляться в нужное место - пока не накатает гладкий и ровный желоб, по которому легко и мгновенно будет катиться в нужную сторону. Для этого нужны время и усилия ( последовательные, а не спорадические) - других методов включить нужное поведение нет.
Одиннадцатое. Нужно хорошо уметь делить мух и котлеты. Есть вещи неважные - и они могут быть оставлены как есть или к ним применяться ситуативные ограничения. А есть важные - и в них нужно быть последовательным. Нет необходимости отдрессировывать ВСЕ поведение, нужно уметь отпускать то, что неважно.
Двенадцатое. Не спрашивайте других, что важно, а что нет - это касается только вашей жизни. Легче всего организовывать то, что совпадает с вашими принципами, лучше всего выходит быть последовательным в том, что вы на самом деле думаете. И это на самом деле означает на самом деле - а не то, что вы прочли в книге, услышали на форуме или по поводу чего кто-то высокомерный заставил вас испытать чувство манипулятивной вины.
*******
Больше узнать о дрессировке -лучшие книги от Карен Прайор, дрессировщика и поведенческого психолога:
Книги Karen Pryor на Амазоне Карен Прайор
"Не рычите на собаку". ( русский текст)
В перевод вошли, как я понимаю, две книги -
Don't Shoot the Dog!: The New Art of Teaching and Trainingи
Lads Before the Wind : Diary of a Dolphin Trainer Я про нее писала в
посте про изучение английского и в
тексте про организацию работы