еще

Mar 04, 2006 14:01

Но иногда человек делается неверующим потому, что это его единственная защита от совести.
Один умный, тонкий, образованный священник в Париже когда-то был «безбожником», то есть жил без Бога и считал себя слишком культурным и развитым, чтобы даже думать о том, чтобы быть верующим. Он разговаривал с одним священником (сельский священник без всякого особенного образования, который попал из России в эмиграцию), тот его долго слушал и сказал ему две вещи: во-первых, Саша, не так уж важно, что ты в Бога не веришь, Ему от этого ничего, а замечательно, что Бог в тебя верит… и второе: ты, Саша, пойди-ка домой и подумай, в какой момент и почему ты веру потерял, в какой момент тебе оказалось нужным, чтобы Бога не было…
Саша вернулся домой и стал думать, он был озадачен такой постановкой вопроса, таким подходом: он ожидал миссионерской речи или указания читать какие-то трактаты… И он, как сам потом рассказывал, искал причины, все никак не мог найти и добрался до шестилетнего возраста. Он жил в одном из городов России, был милый мальчик, ходил в церковь в каждое воскресенье и считался очень благочестивым мальчонкой: приходил, крестился, становился посреди церкви впереди всех и молился Богу. Каждое воскресенье ему давали одну копейку, которую он должен был положить в шапку нищего слепого; он ее клал и шел в церковь с чувством, что совершил доброе дело, оказал любовь, внимание - и теперь может пойти к Богу с чистой совестью…
Как-то перед Рождеством, гуляя с матерью по городу, он набрел на магазин, где была чудесная деревянная лошадь, стоившая шесть копеек. Он попросил мать ее купить, та отказала; он вернулся очень огорченный. А в следующее воскресенье, когда он шел в церковь и дошел до нищего, он подумал, что если шесть раз не дать ему этой копейки, он сможет купить лошадь, - и копейки не дал. Так он поступил четыре раза, а на пятый подумал: а если мне взять у него одну копейку, то я на две недели раньше смогу купить эту лошадь… И он у слепого украл копейку. После этого он зашел в Храм и почуствовал, что не может уже стоять впереди: вдруг Бог его заметит - и ушел в какой-то угол. Няня вернулась с ним домой и рассказала родителям, которые пришли в восхищение: до сих пор он был маленький, он становился перед Богом, а теперь он ушел в себя, его жизнь в Боге делается более потаенной, он ищет укромного места, где он мог бы молча и созерцательно пребывать перед Богом.
А Саша чувствовал, что дело очень плохо и надо от Бога скрываться. И тут как раз вернулся из университета его старший брат, который нахватался там безбожного учения, и ему стал доказывать, что Бога нет. И Саша мне говорил: я за это ухватился. Если Бога нет, то совершенно неважно, что я украл эту копейку и не положил пяти. И учение о том, что Бога нет, он воспринял как единственное спасение против укоров своей совести.

Митрополит Антоний Сурожский. Диалог об атеизме и о последнем суде

дневник

Previous post Next post
Up