Праздники в Москве - зло, длинные майские праздники в Москве - зло вдвойне, а добавляемый к ним принудительный "отгул" - личное изобретение Белиара, Бельзебуба и Астарота. А если прибавить к этому всеобщее стремление закрыть, перегородить и оцепить... Однако любое зло имеет оборотную сторону, и именно благодаря всем вышеперечисленным обстоятельствам я оказался в парке Северное Тушино и посмотрел на внутренности стоящей там подводной лодки Б-396 "Новосибирский комсомолец".
Как ни странно, место это довольно оживленное: народ запускают в лодку группами до 17 человек (больше просто не помещается в отсеке) каждые полчаса, и очередь у входа практически не редеет. Тем не менее, удачное совпадение времени и отказ присоединиться к уже сформированной партии экскурсантов дали возможность посмотреть на все почти в одиночестве (пара случайных посетителей и экскурсовод не в счет :) ).
Набережная, между прочим, тоже доступна исключительно по билетам - но похвастаться богатством экспозиции не может. Учебная торпеда (слева) и буксируемая антенна связи "Параван" (некоторые продвинутые любители вспоминают про параваны, употреблявшиеся для подрезки якорных мин, и возмущаются ошибками в описании :) )
Набор десятиметровых перископов выдвижных устройств: для оптического наблюдения, радиосвязи и космической связи соответственно.
А вот собственно и главная достопримечательность - большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом". Как видим, лодка действительно большая (90,2м в длину, 8м в ширину, 4600т полного водоизмещения) и не умещается даже в широкоугольник:
Маленькая справка: лодка Б-396 (произносится как "Буки-396" для разборчивости) построена в 1980г на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде, служила на Северном флоте до 1998г (18 лет - разве срок для корабля?), после чего была списана из-за морального устаревания. Ей повезло не быть распиленной на металлолом, однако еще 8 лет выкупившие лодку московские власти не могли придумать, куда ее поставить (в планах был и Парк Культуры, и даже Кремлевская набережная, однако ограничились Химкинским водохранилищем). Сейчас лодка поднята выше ватерлинии и вмурована в бетонное основание, а для прохода посетителей в бортах и переборках прорезаны широкие двери.
Наружные поверхности покрыты листами резины для сохранения тишины:
Не винт, а целая турбина. Увы, нижние лопасти порезаны для удобства установки.
Тот самый прорезанный вход: фактически мы видим разницу в размерах между легким (внешним) и прочным (внутренним) корпусом.
Торпедный отсек: 6 торпедных аппаратов в разных стадиях загрузки, пульт управления стрельбой и манекен в спасательном костюме:
Ложементы для загрузки торпед. Мониторы, как и часть освещения, выключены. Зато работает видеонаблюдение и кондиционеры :)
Верхний люк для людей, наклонный боковой для загрузки торпед:
Торпедный аппарат фактически представляет собой шлюз: при заряжании он закрыт снаружи и наполнен воздухом, а в готовом к стрельбе положении - заполнен водой и закрыт изнутри.
Спасательный костюм. Установлен здесь, так как торпедный аппарат - единственный штатный путь эвакуации из подводного положения. У люков шлюзов нет. Update: Это если верить экскурсоводу. По крайней мере, в этом, первом отсеке. А может, и вовсе ДЕЗинформация из разряда "легенды и мифы подводного флота" . Upd2: "Первый, третий и седьмой отсеки приспособлены для эвакуации экипажа"(Wikipedia). Торпедные аппараты только в первом отсеке, значит способ ТОЧНО не единственный, и шлюзы в том или ином виде есть.
Пульт управления. Все приборы и рукоятки, похоже, рассчитаны на пожар, наводнение и битье кувалдой.
"Перед открытием двери лифта убедитесь, что кабина перед вами". В данном случае полезнее убедиться, что соседний отсек не затоплен и дверь не вышибет разницей давления:
В нормальном положении все люки закрыты и открываются только для прохода. На каждом указан объем помещения за люком и выдерживаемое люком давление. В данном случае это 10 атмосфер, что соответствует разгерметизации на глубине 100 метров (а вообще рабочая глубина погружения до 246 метров)
Таблица для перестукивания через закрытый люк. Все гораздо проще, чем азбука Морзе.
Каюта капитана командира. Личный умывальник, койка, шкаф - и исключительное право на уединение. На полке - фонарь(?) размером со среднеформатную камеру:
"Кают-компания" - место приема пищи гля господ? товарищей? офицеров.Матросы же обедают "по месту жительства". Лампы на потолке говорят о том, что при необходимости помещение становится операционной, как самое просторное и чистое:
Офицерская каюта, уже двухместная.
Каюта врача, она же медпункт. При здоровом экипаже - место столь же уединенное, как и капитанская командирская каюта. На видном месте - такой же фонарь (видимо, средство первой необходимости).
Изолятор (для больных, а не штрафной), он же гостевая комната.
Пожарный щит внушает сомнения: кругом металл, топором и пилой много не наработаешь. Открытый санузел-гальюн - редкая вещь. После того, как кто-то из посетителей попробовал им воспользоваться :), чаще всего эта дверь закрыта. Для нас же хватило запрещающего значка и двух(!) цепочек:
Как и все на лодке, это простейшее саноборудование требует точной регулировки давления. Без кучи вентилей и манометров никуда - иначе фонтан под давлением в пару атмосфер. Или наоборот, засосет после всплытия:
Центральный пост управления, рабочее место командира.
Учитывая рабочую глубину в 246 м и максимальную в 300 - проградуированная до 400 шкала выглядит оптимистично.
Брутальные стрелочные показометры...
Машинный телеграф - самое надежное средство связи.
Джойстик:
Связь - наше все:
Рабочее место гидроакустика:
Камбуз. Место приготовления пищи на 78 человек экипажа. Красное вино - официальное средство для поднятия бодрости духа и процессов кроветворения. И что там с теми промиле?
Рабочее место связиста:
Макет лодки в разрезе. По нему видно, насколько сильно была перепланирована лодка (например, это - торпедный отсек, вместо широкой "палубы" в котором лишь маленькая площадка перед люком.)
Как видим, посетителей пускают только в верхнюю половину лодки, нижние помещения используются как технические.
А это - макет первого "Новосибирского комсомольца", построенного на средства трудящихся в 1940 году.
Как видим, здесь все гораздо меньше и теснее:
Хуже пожара может быть только пожар под водой:
Дизельный отсек, самое горячее и громкое место на лодке. Дизельные двигатели вращали электрогенератор, от которого заряжались аккумуляторы, от которых были запитаны электромоторы, приводящие лодку в движение - вот такой "дом, который построил Джек". Поскольку для работы дизеля нужно сгорание топлива, а запас кислорода на лодке невелик - работать он мог только в надводном положении, или на небольшой глубине при подаче воздуха через трубу-шноркель. В остальное время лодка работала "на батарейках", что крайне ограничивало продолжительность подводного плавания.
Пост управления дизелями:
Сам дизель, как айсберг, уходит на нижний этаж:
Очередной люк. Если бы не прорубленные рядом двери, то ни одна группа не прошла бы через лодку за отведенные полчаса. А то и вовсе не прошла бы дальше первого отсека :)
А это отсек электродвигателей:
Красный домкрат предназначен для прижимания заплат к пробоинам в корпусе, если таковые появятся. Зеленый люк в полу - "мусоропровод", через который, как через миниатюрный торпедный аппарат, удаляются из лодки разнообразные отходы. Называется это устройство ДУК - "дистанционное удаление контейнеров"
Жилой отсек рядового состава: как и все на лодке, многофункциональный: тут и спальня, и столовая, и управление насосами:
Кормовая станция насосов гидравлики:
Еще одно чудо телефонии.
Фонарик - почти такой же, как в офицерских каютах, но размером раза в два больше:
"ПОВЫШЕН КОНЦЕНТРАЦИЯ":
Вот и все - пора на выход, следующая партия уже галдит в дальнем конце лодки. Кроме подлодки, у музейной набережной установлены экранолет (а не экраноплан )[какая разница?]разница в том, что экранолет может летать не только за счет экранного эфекта, но и на высоте до 3 км, как обычный самолет "Орленок", и судно на воздушной подушке "Скат". Однако доступ к ним до сих пор не организован
А на противоположном берегу - Северный речной вокзал, все еще в зеленой строительной сетке: