Нижний Тагил - металлургический рай

Oct 24, 2012 21:07

И вот наконец настал тот час, когда мы вплотную приблизились к главной цели нашего путешествия - металлургическому заводу имени Куйбышева.
Что можно сказать об этом заводе? - "Он прекрасен!"  Про некоторые места принято говорить, что там чувствуется близость Неба. Это мало относится к металлургии - скорее, она ближе к Преисподней :) Но ведь все зависит от отношения, и ад - это на самом деле теплый веселый рай для рогатых ангелов!
Будь я Гомером, непременно написал бы со свойственным грекам пафосом, что именно его красота , подобно Елене Троянской, отправила в путь тысячу кораблей! Если же не впадать в преувеличения, ограничившись беспристрастным изложением фактов, то и в этом случае окажется, что именно ради этих металлоконструкций нашим небольшим коллективом были преодолены полторы тысячи километров и два часовых пояса - что тоже немало :)
Впрочем, довольно славословий - пусть каждый сам составит собственное впечатление, хоть бы и по фотографиям, а лучше - лично отправившись в славный город Нижний Тагил и убедившись в справедливости моих слов!



Как видно по снимку, завод-музей стоит на берегу местного водохранилища ("городского пруда"), образованного рекой Тагил. За ним видна гора Высокая, рядом с которой расположен Высокогорский железный рудник и шахта Магнетитовая - так что проблем с сырьем завод не испытывал. Лучшие обзорные виды на него открываются с правого берега пруда, либо с расположенной рядом Лисьей горы:



Завод имеет давнюю историю, до того как получить имя В.В.Куйбышева - он был основан в 1725 году известным промышленником Никитой Демидовым, и 25 декабря того же года дал свой первый чугун. В качестве работающего производства он просуществовал 262 года, пока в 1987 не был превращен в музей под открытым небом, а когда революционные имена окончательно вышли из моды - снова стал "Демидовским заводом".


Эта замечательная схема, висящая рядом с главным экскурсионным входом, способна сыграть с путешественником злую шутку: течение времени не оставило от пункта "использование памятников" ни зимних садов, ни гостиниц, ни тем более театра, зато добавило новые заборы и живые цеха коммерческих фирм. Но главный подвох заключается в том, что карта повернута на 90 градусов по часовой стрелке, и север находится на ней слева - в результате, понадеявшись на память и сверяясь с нормальной картой, можно уйти совершенно не туда, куда собирался :)

Естественно, от Демидовских времен там сохранилась разве что почва под ногами, самые старые строения датируются серединой 19 века, однако глядя даже на относительно современные части оборудования, можно почувствовать привкус металлургии века восемнадцатого :)


"Лебедка ручная. Грузоподъемность 3 т. 1947 г."

















Для чего служили эти колоды - объяснений найдено не было:


Территория завода находится на 10-15 метров ниже уровня улицы (она же - плотина пруда), поэтому образовалась своеобразная смотровая площадка:


По схеме это соответствует прокатному цеху 19 века - неожиданно ажурному и с расположенным рядом электрогенератором!








Однако площадка площадкой - а домны уже манят к себе!


Собираясь в путешествие, я заранее готовился к возможным сложностям с проникновением на такой замечательный объект. Однако опасения оказались напрасными: вход на территорию оказался калиткой чуть выше колена, "запертой" на проволочную петельку :) А для тех, кто не любит даже таких "запертых дверей", местное население заботливо выломало несколько прутьев в решетчатом заборе - одним словом, завод оказался преподнесен на блюдечке с голубой каемкой!

Войдя на территорию, мы в первую очередь видим бункеры и конвееры, подававшие в доменные печи руду, уголь и известняк, объединенные в специальную смесь-шихту:





Вагонетки, подававшие сырье к верху домны - своим расположением буквально призывают устроить гонки по вертикали по наклонной плоскости :)





Наверху печи расположены колошники - это сложная металлоконструкция, через которую осуществляется подача сырья и отвод доменных газов:





Цилиндры перед домной - воздухонагреватели-кауперы, через которые пропускали кислород (воздух) перед подачей в печь:


Кстати, вагонетки на самом деле называются "скипы", а ездят они по "наклонному мосту":








А это, если я не ошибаюсь - пылеуловители, куда подавались отходящие доменные газы:





Внизу выставлен фрагмент наклонного моста с тележкой-скипом и засыпным устройством колошников:


Пройдя вдоль печей, мы подошли к крайнему бункеру и началу конвеера для подачи шихты (естественно, лента не сохранилась):


Само же сырье попадало в бункеры с железнодорожной эстакады:


Промышленный паровоз 9П, разрисованный и частично раздестроенный вандалами. Увы, легкодоступность имеет и свои отрицательные стороны, даже в таком тихом и отдаленном месте:


Уделим железнодорожной технике больше внимания перед тем, как отправиться вглубь территории:











На подъездных путях выставлен практически весь подвижной состав, использовавшийся на заводе: платформы, хопперы, самосвалы, чугуновозы и шлаковозы разных лет и моделей:














Дата на колесе - 8 апреля 48 года:


Непонятная, довольно хрупкая конструкция, похожая на передвижной бункер. Далекий предок хоппера?





Еще один непонятный экземпляр - широкая ванна со сливным устройством:





Чугуновоз - имеет форму, хорошо сохраняющую тепло:


Весьма мощная тележка для таких маленьких габаритов:











А это шлаковоз - ковш в виде широкого конуса:




















Сливное устройство цистерны:


На эстакаде - шпалы сменяются металлическими швеллерами:














Все, приехали!





Этот "стоунхендж", похоже, является остатками градирни:






И в заключение первой части - немного утренего освещения.


Можно сказать, пропагандистская картинка - "Красный гигант советской индустрии!" И никакого фотошопа, только солнце :)






завод, Урал, многофото, музей, железная дорога, заброшка

Previous post Next post
Up