Музей Уралвагонзавода - историческая часть.

Oct 23, 2012 21:31



В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.

Как оказалось, представление о Нижнем Тагиле исключительно как о промышленном центре - неверно.
Нижний Тагил - это настоящий город музеев. На любой вкус там найдутся музеи художественные и краеведческие, музеи природы и техники, музеи при заводах, музеи на месте заводов, и даже совершенно уникальный музей-карьер! Во всяком случае, все два дня пребывания в этом городе - я ходил исключительно по музеям, и при этом обошел далеко не все из них, и ни разу не заскучал:)





В предыдущей серии мы побывали в "городе бронзовых скульптур" Екатеринбурге, и закончили знакомство с ним на вокзале, где наш экспедиционный корпус разделился: кто-то остался знакомиться с ночной жизнью большого города, а кто-то согласно первоначальному плану отправился отсыпаться в вожделенный Тагил, куда и добрался за пару часов на автобусе. Соответственно, пока утром компания ночных гуляк вкушала четырехчасовые прелести железнодорожного быта, я воспользовался свободным временем для знакомства с одним из крупнейших предприятий города - Уралвагонзаводом.

Наверное, только ленивый не знает, что все советские вагонные и тракторные заводы, помимо основной продукции, выпускали еще и вагоны с тракторами. Уралвагонзавод, естественно, не исключение - у его главной проходной прохожих приветствует совсем не железнодорожная техника:


Наверное, если бы гусеничную бронированную повозку придумали в России, то назвали бы ее не "баком" или "лоханью" как англичане, а вагоном или трактором :)


Город пустынен после пятничной ночи и чист после ночного дождя. Плакат на проходной напоминает о завтрашних выборах, что наверняка тоже добавило городу чистоты и пустынности (кому нужны недоразумения у избирательных участков?). Поэтому некоторые мелкие детали на постаменте можно считать нетипичными и незаслуживающими внимания :)

Рядом с "образцом продукции"  разместилась примета нового времени - свежевыпеченная церквушка:


... а за ней - проход к невысокому коричневому зданию с честным названием:


"Этапы большого пути", от Великой Отечественной до наших дней:


Надо отдать художникам должное, железнодорожные тележки тоже присутствуют:


Послевоенные годы:


Центральный барельеф со всякой всячиной:


Парады 70-х:


мирные Буран с Энергией 80-х (а УВЗ? УВЗ их возил до места старта)


И наконец, современное состояние, танк со скорпионьим хвостом! (да, это просто БРЭМ на заднем плане, но кого это волнует?)


Заря танкостроения: СССР закупает и изучает зарубежные образцы. Буржуи охотно их продают (ибо кризис и депрессия) - это только лет через 30 будут пугать детишек  красными танковыми армадами :)


Экспонат, который эффектнее выглядел бы в темноте ... или с дозиметром :)


Машиностроительные чертежи и конструкторская документация: после выставки Иофана не мог пройти мимо. Вывод: машиностроение все-таки уступает архитектуре, хотя тоже ничего :)








Такие многобашенные шушпанцеры казались в те времена прогрессивным направлением:


Кто сказал, что на советских тридцатьчетверках не было радиосвязи? Была! Авиационная!



Альбом с кратким техническим описанием. Танк "разрезан" на отдельные элементы, которые отгибаются, открывая доступ к внутренним частям - совсем как картонные фигурки в книжках для самых маленьких. "Кто-кто в теремочке живет?" - зато наглядно!














Артефакт эпохи, не заморачивавшейся эзоповым языком (или просто книга для исключительно служебного пользования?)


Чертежные инструменты, которыми все это было нарисовано:















Без главного друга советских детей физкультурников танкостроителей - никуда!



Стволы есть, связь есть, теперь и ПНВ появились:






Зарубежные соперники по гонке:


Особенно умиляет подпись: "Арифмометр "Феликс". Баллистический вычислитель на американских танках очень на него похож!" :)


Крутить в бою такие рычажки - врагу не пожелаешь. Или пожелаешь? Впрочем, считать в уме или на бумажке все равно хуже (а еще в ту эпоху даже фантасты представляли себе космических навигаторов, считающими в уме системы дифференциальных уравнений :))) :


Сувенир из деталей инструментов, используемых на танковом производстве. Вот куда все резцы (и человеко-часы тоже ;) ) подевались!


Время идет, формы все скругляются, снаряды усиливаются... А конструкторы озаботились выживанием экипажа при радиационном загрязнении (что и пригодилось при использовании техники тех лет на ликвидации Чернобыльской аварии).


"Танк без пушки" - истребитель танков ИТ-1. Как-то невесело выглядит эта машинка с единственным ПТУРСом без видимых средств перезаряжания:


"Золотой танк". Макет, который можно смело дарить иностранным шпионам. Угадать танк, послуживший прототипом - наверное, непросто :) Впрочем, табличка объясняет - Сувенир. Танк Т-72 :)





Радиостанция Р-123М с оного Т-72:


Образец брони:


... и ЛАЗЕРНЫЙ ДАЛЬНОМЕР! При таких габаритах - есть подозрение, что это не просто дальномер, а еще и лазерная пушка (или хотя бы лазерное ружье)





Кто и за какое время узнает, что за золотой предмет лежит на подставке?



Правильно, трак танковой гусеницы. А еще УВЗ принадлежит патент на съемные асфальтоходные башмаки для гусениц!
А на переднем плане - газотурбинный двигатель:


Радиостанция Р167 с нашей гордости, Т-90:





Тепловизионная камера французского производства для прицела Т-90:


Одни из главных покупателей наших танков - индийцы. Поэтому им посвящена отдельная витрина:


Берет офицера-танкиста индийской армии. На эмблеме девиз - "Работа - высший долг" (с таблички)





"Детали, произведенные на современном оборудовании" (с таблички)






Опп-па! Опять "угадайка" - что за предмет на фото?


Моей первой мыслью было, что это трофейная пивная кружка офицера СС :) Однако все оказалось прозаичнее - это серебряный кубок, выигранный на легкоатлетических состязаниях одним из заводчан.И все-таки, почему в качестве приза выдали нацистскую кружку??? :)))

"Золотой" Т-55


Суббота... Утро... Все спят (некоторые даже в электричках)...


Вот и заканчивается знакомство с исторической частью экспозиции, сосредоточенной в кольцевом зале на втором этаже музея. Спустившись на первый этаж - увидим различные подарки к юбилеям завода:





... карту распространения продукции по миру:


... и секретный план секретной заводской территории, заботливо помеченной разными цветами :)



А натурные экспонаты - можно будет посмотреть в следующем посте.

Урал, детали, многофото, музей, машиностроение, танки

Previous post Next post
Up