В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.
Как оказалось, представление о Нижнем Тагиле исключительно как о промышленном центре - неверно.
Нижний Тагил - это настоящий город музеев. На любой вкус там найдутся музеи художественные и краеведческие, музеи природы и техники, музеи при заводах, музеи на месте заводов, и даже совершенно уникальный музей-карьер! Во всяком случае, все два дня пребывания в этом городе - я ходил исключительно по музеям, и при этом обошел далеко не все из них, и ни разу не заскучал:)
В предыдущей серии мы побывали в "городе бронзовых скульптур" Екатеринбурге, и закончили знакомство с ним на вокзале, где наш экспедиционный корпус разделился: кто-то остался знакомиться с ночной жизнью большого города, а кто-то согласно первоначальному плану отправился отсыпаться в вожделенный Тагил, куда и добрался за пару часов на автобусе. Соответственно, пока утром компания ночных гуляк вкушала четырехчасовые прелести железнодорожного быта, я воспользовался свободным временем для знакомства с одним из крупнейших предприятий города - Уралвагонзаводом.
Наверное, только ленивый не знает, что все советские вагонные и тракторные заводы, помимо основной продукции, выпускали еще и вагоны с тракторами. Уралвагонзавод, естественно, не исключение - у его главной проходной прохожих приветствует совсем не железнодорожная техника:
Наверное, если бы гусеничную бронированную повозку придумали в России, то назвали бы ее не "баком" или "лоханью" как англичане, а вагоном или трактором :)
Город пустынен после пятничной ночи и чист после ночного дождя. Плакат на проходной напоминает о завтрашних выборах, что наверняка тоже добавило городу чистоты и пустынности (кому нужны недоразумения у избирательных участков?). Поэтому некоторые мелкие детали на постаменте можно считать нетипичными и незаслуживающими внимания :)
Рядом с "образцом продукции" разместилась примета нового времени - свежевыпеченная церквушка:
... а за ней - проход к невысокому коричневому зданию с честным названием:
"Этапы большого пути", от Великой Отечественной до наших дней:
Надо отдать художникам должное, железнодорожные тележки тоже присутствуют:
Послевоенные годы:
Центральный барельеф со всякой всячиной:
Парады 70-х:
мирные Буран с Энергией 80-х (а УВЗ? УВЗ их возил до места старта)
И наконец, современное состояние, танк со скорпионьим хвостом! (да, это просто БРЭМ на заднем плане, но кого это волнует?)
Заря танкостроения: СССР закупает и изучает зарубежные образцы. Буржуи охотно их продают (ибо кризис и депрессия) - это только лет через 30 будут пугать детишек красными танковыми армадами :)
Экспонат, который эффектнее выглядел бы в темноте ... или с дозиметром :)
Машиностроительные чертежи и конструкторская документация: после выставки Иофана не мог пройти мимо. Вывод: машиностроение все-таки уступает архитектуре, хотя тоже ничего :)
Такие многобашенные шушпанцеры казались в те времена прогрессивным направлением:
Кто сказал, что на советских тридцатьчетверках не было радиосвязи? Была! Авиационная!
Альбом с кратким техническим описанием. Танк "разрезан" на отдельные элементы, которые отгибаются, открывая доступ к внутренним частям - совсем как картонные фигурки в книжках для самых маленьких. "Кто-кто в теремочке живет?" - зато наглядно!
Артефакт эпохи, не заморачивавшейся эзоповым языком (или просто книга для исключительно служебного пользования?)
Чертежные инструменты, которыми все это было нарисовано:
Без главного друга советских детей физкультурников танкостроителей - никуда!
Стволы есть, связь есть, теперь и ПНВ появились:
Зарубежные соперники по гонке:
Особенно умиляет подпись: "Арифмометр "Феликс". Баллистический вычислитель на американских танках очень на него похож!" :)
Крутить в бою такие рычажки - врагу не пожелаешь. Или пожелаешь? Впрочем, считать в уме или на бумажке все равно хуже (а еще в ту эпоху даже фантасты представляли себе космических навигаторов, считающими в уме системы дифференциальных уравнений :))) :
Сувенир из деталей инструментов, используемых на танковом производстве. Вот куда все резцы (и человеко-часы тоже ;) ) подевались!
Время идет, формы все скругляются, снаряды усиливаются... А конструкторы озаботились выживанием экипажа при радиационном загрязнении (что и пригодилось при использовании техники тех лет на ликвидации Чернобыльской аварии).
"Танк без пушки" - истребитель танков ИТ-1. Как-то невесело выглядит эта машинка с единственным ПТУРСом без видимых средств перезаряжания:
"Золотой танк". Макет, который можно смело дарить иностранным шпионам. Угадать танк, послуживший прототипом - наверное, непросто :) Впрочем, табличка объясняет - Сувенир. Танк Т-72 :)
Радиостанция Р-123М с оного Т-72:
Образец брони:
... и ЛАЗЕРНЫЙ ДАЛЬНОМЕР! При таких габаритах - есть подозрение, что это не просто дальномер, а еще и лазерная пушка (или хотя бы лазерное ружье)
Кто и за какое время узнает, что за золотой предмет лежит на подставке?
Правильно, трак танковой гусеницы. А еще УВЗ принадлежит патент на съемные асфальтоходные башмаки для гусениц!
А на переднем плане - газотурбинный двигатель:
Радиостанция Р167 с нашей гордости, Т-90:
Тепловизионная камера французского производства для прицела Т-90:
Одни из главных покупателей наших танков - индийцы. Поэтому им посвящена отдельная витрина:
Берет офицера-танкиста индийской армии. На эмблеме девиз - "Работа - высший долг" (с таблички)
"Детали, произведенные на современном оборудовании" (с таблички)
Опп-па! Опять "угадайка" - что за предмет на фото?
Моей первой мыслью было, что это трофейная пивная кружка офицера СС :) Однако все оказалось прозаичнее - это серебряный кубок, выигранный на легкоатлетических состязаниях одним из заводчан.И все-таки, почему в качестве приза выдали нацистскую кружку??? :)))
"Золотой" Т-55
Суббота... Утро... Все спят (некоторые даже в электричках)...
Вот и заканчивается знакомство с исторической частью экспозиции, сосредоточенной в кольцевом зале на втором этаже музея. Спустившись на первый этаж - увидим различные подарки к юбилеям завода:
... карту распространения продукции по миру:
... и секретный план секретной заводской территории, заботливо помеченной разными цветами :)
А натурные экспонаты - можно будет посмотреть в следующем посте.