После прошлогоднего "ЭКСПО 1520" я с интересом ждал, чем порадует Щербинский ВНИИЖТ на этот раз. По рассказам знакомых, каждый год в День железнодорожника публику катали по испытательному кольцу на антикварных электричках и устраивали парад старой и новой техники. И хотя 5-го августа никаких упоминаний о железнодорожном празднике я не нашел, тем не менее интерес был вознагражден: с 7 по 9 сентября в Щербинке проходил "динамический показ", посвященный 175-летию российских железных дорог.
Надо сказать, что РЖД отнеслось к организации праздника со всей серьезностью: как и в прошлом году, были организованы дополнительные электрички-экспрессы от Курского вокзала до Щербинки, при этом на радость всем "зайцам", эти экспрессы были бесплатными. Более того, в отличии от ЭКСПО-1520, билетов для входа на полигон тоже не требовалось. Правда, на этот раз была открыта только небольшая часть территории, непосредственно примыкающая к кольцу и "Корпоративному Университету РЖД", так что полазить по внутренностям подвижного состава или заглянуть в "непарадные" тупики-отстойники возможности не было.
Первое, что встречало зрителя при входе - паровоз в разрезе, демонстрирующий внутреннее устройство этой сложной машины:
Вначале я даже подумал, что это своего рода учебное пособие для расположенного рядом Университета РЖД :), однако вряд ли он предназначен для долговременной установки под открытым небом - говорят, его даже привезли сюда, укрытым в целофановую пленку. Так что скорее всего, он займет свое место где-нибудь под крышей.
Благодаря внеплановому экспрессу, я оказался на выставке за полчаса до начала работы, однако на территорию уже пускали. Самые первые посетители могли наблюдать маневры удивительного поезда из сцепленных паровозов, застилающих все вокруг паром и дымом:
Пока шла подготовка, охрана не обращала на нас никакого внимания, и я по памяти прошлого года отправился к платформе, у которой выстроилась перед заездом вереница локомотивов - благо во времени я не был ограничен, и появилась возможность рассмотреть ранние модели тепло- и электровозов, до которых в прошлом году так и не добрался:
Вот вышли на главный путь паровозы:
На этот раз они не были облеплены публикой, на путях со мной были всего несколько человек, но и времени на фотосессию оказалось не так много: стоило добраться до начала состава-сцепки, как он дал задний ход и вместе с остальными занял место по другую сторону от платформы.
Чуть поодаль стояла "Ласточка", она же Siemens Desiro Rus - такими поездами будут возить гостей сочинской олимпиады-2014, а сегодня прокатят по кольцу нас.
К сцепке цепочкой привязана немецкая бирка:
По обыкновению, смотрим на тележки:
160 км/час - такую скорость развивает гордость наших высокоскоростных магистралей, Сапсан - да и то на отдельных участках пути (правда, там она ограничена как раз качеством дороги, а не конструкцией - но все равно сравнение двух "птичек" впечатляет)
Дверь в кабину надежно защищена и напоминает то-ли сейф, то-ли шлюзовой люк :
И вот на этой мажорной ноте ... меня окликает железнодорожник, предупреждает, что хождение по путям запрещено, и предлагает пройти за ограждение :) Ну, за ограждение так за ограждение - тем более что там уже начинает собираться публика, а мне не хотелось бы оказаться в задних рядах при начале показа.
Пост №1 - семафор, будка стрелочника и паровоз Лебедянка.
Привод семафора:
Народ облепил мемориальную Лебедянку: вначале на ней фотографировались, потом ближе к запланированному началу показа паровоз начали использовать в качестве смотровой вышки фототграфы. Однако как раз в этот момент охрана пресекла противоправную деятельность, и спустила всех на землю.
В общем, публики было меньше, чем на ЭСПО-1520: много семей с детьми, фотографы, молодежь и подростки, явно имеющие отношение к ЖД (студенты Корпоративного университета? учащиеся техникумов?). Были и более взрослые и колоритные персонажи :) -
В 11 часов (это время было указано как начало утренего показа) объявили, что все начнется через 40 минут. Впрочем, оно и к лучшему - зрители потянулись пить кофе и бродить вокруг Университета, а мне удалось занять место непосредственно под VIP-трибуной.
Увы, это не сильно помогло: техника проходила по самому дальнему пути, не только за высокой платформой, но и ниже самой высокой точки насыпи. Поэтому максимум, что удавалось увидеть с земли - это часть локомотива выше колес (а уж что видели через головы те, кому не досталось место в первом ряду - остается только догадываться).
Удовлетворить тягу к "каталожной съемке" не получилось :), поэтому ограничимся деталями:
Любопытная конструкция токосъемника - маленький пантограф, поднимаемый на штангах:
Логотип Коломенского завода не сильно изменился с паровозных времен:
Проходя мимо трибуны, каждый локомотив подавал сигнал - и у каждого был свой, отличающийся от остальных "голос". После их мощного рева автомобильный сигнал прозвучал как игрушечный :) Автомобильная и ремонтно-строительная техника на комбинированом ходу:
Отдельным пунктом программы была заявлена демонстрация ремонтно-восстановительной и пожарной техники: большая часть просто проехала, а вот "Динамик-подбивочный экспресс" Калужского завода "Ремпутьмаш" двигался "в рабочем режиме":
Эта штука двигается, как гусеница, переставляющая ногу под брюхом медленно, но непрерывно двигающегося поезда. За одно касание подбивается 3 шпалы одновременно, потом "нога" быстро переставляется вперед, и выглядит все так, словно именно ей машина отталкивается от земли:
Вот уж не знаю, какая тут доля Ремпутьмаша, а какая - Plasser&Theurer :)
Пока техника проходила, рабочие с расположенного рядом ремонтно-восстановительного поезда снимали все на мыльницы их никто с путей не гонял:
А вот с демонстрацией возможностей пожарного поезда оказалось совсем туго - все проходило вообще ЗА насыпью, откуда был виден только дым и фонтан пены. Возможно, с трибуны все-таки было понятно, что происходит - хотя и сомневаюсь в этом, в конце концов она была выше земли всего на пару метров.
Ремонтно-восстановительный поезд поднимает и ставит на пути вагон-тренажер: возможности крана позволяют поднять до 100 тонн.
На этом показ заканчивается, а зрителей приглашают проехать круг на "Ласточке":
По сравнению с показанном в прошлом году FLIRT-ом - электричка как электричка :) Сиденья расположены по три с одной стороны и по два с другой, между ними неширокий проход - получается, сименсовские вагоны уже наших? Да и потолок кажется ниже - почти как у вагона метро, только поручней не хватает. Думаю, в российских реалиях добавить поручень для стоящих пассажиров будет нелишним :)
Часть кресел расположена в затылок друг другу, часть - лицом. Расстояние между рядами больше, чем в автобусах, что не может не радовать - колени не упираются, и можно вытянуть ноги:
А вот сидящим лицом к лицу - придется выяснять, чьи ноги важнее: расстояние осталось тем же самым:
Маленькая деталь - если в наших электричках мы привыкли, что на одно окно приходятся две лавки лицом друг к другу, то в западной их число не кратно, и у кого-то вместо "окошка" будет перед лицом стенка :)
Поезд рассчитан на эксплуатацию как с высокими, так и с низкими платформами. Для этого имеются автоматически опускаемые лесенки. В теории, конечно, все хорошо - а на практике получилось забавное гимнастическое упражнение : ширина ступеней минимальна, поручней нет, а нижняя ступенька висит примерно в полуметре над землей.
Не знаю, как старики с инвалидами, или обладатели чемоданов и баулов - а я с полной сумкой фотобарахла благоразумно выбрал вагон у высокой платформы :)
Впрочем, поезда закупаются к олимпиаде - значит и пользоваться ими будут люди спортивные, подготовленные. А там глядишь, станут чемпионами по прыжкам вниз!
На этом утренняя часть показа закончилась, железнодорожники отправились на обед, а публика - на станцию.
Полный фотоотчет находится здесь -
http://fotki.yandex.ru/users/clone2002/album/281004/