С середины XIII века, когда в лучший из миров отправился последний правитель династии Гогенштауфенов, в огромной и некогда могущественной Священной Римской империи наступило время безвластия. В памяти народа эти годы остались, как Великое междуцарствие (1256-1276).
Это было время, когда прав был тот, кто сильнее. Бесконечные распри и междоусобицы мелких феодалов, произвол епископов, и абсолютное отсутствие какого-либо правового регулирования, доводили народ до отчаянья. Жизнь человека не стоила ничего, а об имуществе, и говорить не приходилось. Повсюду процветали разбой, жестокость и насилие.
Именно в это страшное время и появились Священные Фемы - тайные судилища, взявшие на себя тяжелую миссию восстановления справедливости и наказания виновных.
Тайное общество на страже закона
Еще до того как Карл Великий создал Священную Римскую империю, среди свободных жителей германских земель существовал обычай каждые 8 лет устраивать большие собрания для разбора накопившихся судебных тяжб. Шли века, и народные суды постепенно стали историей, а на смену им пришла централизованная имперская судебная система. Лишь в Вестфалии, где мелкие землевладельцы все еще обладали реальной силой, обычаи предков сохранялись.
Именно на вестфальской земле в этот темный период разрухи и безвластия, образовалось некое тайное общество, поставившее своей задачей преследовать и наказывать тех, кто нарушал законы, установленные Богом. Это общество называлось Священные Фемы и оно осталось в памяти народа как всемогущая и неуловимая организация, без жалости и снисхождения творившая правосудие.
Изначально Фемы преследовали лишь тех, кто совершал преступления против веры - колдунов, проповедников ереси или посягнувших на церковное имущество, но со временем, стали рассматривать обвинения в убийствах, крупных кражах, и прочих преступлениях. Судьи Фем не признавали ни светской, ни церковной власти, и в народе именовались «вольными судьями».
Окружающий их мистический ореол навевал ужас на всех обвиняемых, к какому бы сословию они не принадлежали, людей пугала неотвратимость наказания. Фемы располагали огромным числом тайных агентов во всех уголках страны, а значит, спрятаться от них было невозможно. Приговоренный к смерти был обречен, и никакая сила не могла противостоять упорству и хитрости палачей.
Структура Фем
Вольные суды были прекрасно организованы, общество имело четкую иерархическую структуру и собственный кодекс, обнаруженный учеными лишь спустя несколько веков в городе Дортмунд. Это был в высшей степени тайный документ, и читать его было категорически запрещено всем непосвященным.
Согласно кодексу существовали три степени судей. Первая - «Главные судьи», вторая - «Заседатели» и третья - «Послы». Все посвященные давали страшную клятву, преступление которой каралось смертью. Кроме обета хранить тайну, они торжественно клялись в том, что везде и при любых условиях будут служить священному судилищу, а при необходимости без жалости и снисхождения предавать суду даже членов своих семей.
Члены Священных Фем имели свой тайный язык и тайные знаки, к примеру, они могли узнать друг друга за столом, обратив свои приборы к его центру.
Огромным преимуществом «вольных судов» перед официальными, было невероятное число тайных агентов. Если приговор имперского суда оглашался во всеуслышанье, а преследование виновного проводилось открыто, скрыться от правосудия не составляло никакого труда. Дороги были плохими, к тому же вся территория империи была раздроблена на бесчисленное количество мелких феодальных владений, постоянно враждовавших между собой. Так что, за пределами той земли, где был вынесен приговор, беглый преступник мог чувствовать себя практически в безопасности. Совсем иначе дело обстояло с приговором Священных Фем. Их кара настигала виновного обязательно, и спасения не было нигде, так как любой пилигрим, встретившийся на пути беглеца, мог оказаться агентом вольных судей, а любое придорожное дерево - виселицей.
Суд и наказание
Фемы никогда не судили язычников, женщин, иудеев и детей. Для прочих граждан все начиналось с того, что Вольный Заседатель предъявлял обвинение. Суть его и требование явиться в суд писалось на пергаменте и скреплялось множеством печатей. По первому зову, обвиняемому давалось шесть недель и три дня для того, чтобы явиться в суд, всего могло быть выслано 3 требования, и для каждого из них был одинаковый срок ожидания. Если местоположение обвиняемого было неизвестно, то вызов оставляли у перекрестка дорог или же в храме, у подножия статуи какого-либо святого. Знатным сеньорам вызов доставлялся прямо в замок, или же, на худой конец, его прибивали прямо к воротам, предварительно оповестив об этом стражу.
Явившись на суд, обвиняемый мог привести с собой 30 защитников и даже апеллировать к главному капитулу, заседавшему в Дортмунде. Однако, на деле, смельчаков, имеющих мужество лично предстать перед «вольными судьями» было очень мало, а потому, Фемы гораздо чаще выносили обвинительные приговоры, чем оправдательные.
Когда же, по истечении всех сроков обвиняемый так и не появлялся, его приговаривали заочно. Чтобы это случилось, обвинителю необходимо было, представить семерых свидетелей собственной правдивости (при этом они могли не иметь никакого отношения к рассматриваемому делу). Приговора могло быть три - изгнание, разжалование или смерть.
Высшая мера гласила, что шея преступника приговаривается к веревке, тело - на съедение животным, имущество к конфискации, жена объявлялась вдовой, а дети сиротами. С этого момента начинался поиск приговоренного, в котором был обязан участвовать каждый член братства. Неудивительно, что рано или поздно преступника обнаруживали, и тогда приговор приводился в исполнение немедленно. Чаще всего это была казнь через повешенье, и в дерево, послужившее виселицей, втыкали нож, как знак того, что преступник понес наказание от рук Священных Фем. Если жертва оказывала сопротивление, ее просто закалывали, также оставляя кинжал в ране.
Поцелуй Девы
Однако повешенные по приказу Священных Фем, можно сказать, отделывались легким испугом. Самым страшным было не просто получить смертный приговор, а быть приговоренным к поцелую Девы.
По легендам, в подвале одного из домов, принадлежавших обществу, стояла гигантская бронзовая статуя Священной Девы, и суд вменял приговоренному поцеловать ее. Как только преступник подходил к статуе, чтобы исполнить приговор, изваяние мгновенно раскалывалось надвое, и благодаря хитроумному механизму, не успевшая опомниться жертва стремительно затягивалась внутрь. Ужас заключался в том, что изнутри Священная Дева была сплошь утыкана острыми как кинжалы шипами. А на уровне головы находились особенно длинные гвозди, предназначавшиеся для выкалывания глаз.
Но пытка на этом не заканчивалась, под основанием статуи был расположен люк, в который проваливался изувеченный, но обычно еще живой человек. Там находились огромные деревянные валы, которые буквально перемалывали жертву. В результате приговоренный умирал в страшных муках, а его тело, раздробленное на мелкие куски, падало в воду и уносилось прочь потоком, смывающим все следы казни. Кто придумал столь чудовищную расправу, и кто был изобретателем столь страшного механизма, до сих пор остается загадкой.
Прошло несколько веков, прежде чем правители Священной Римской империи вновь обрели власть над своими подданными, и тогда на смену «вольным судьям» вновь пришли имперские. Однако, отойдя в тень, Священные Фемы продолжали существовать еще много столетий. Последний вольный суд был официально распущен в 1811 году в городе Мюнстере. Существуют свидетельства, что потомки вольных судей еще долгое время продолжали собираться раз в год на свои тайные сборища, и кто знает, возможно, эта традиция существует и поныне.