Кого в наше время называют Синим чулком? Обычно этот эпитет применяется к некоей даме-интеллектуалке, презревшей традиционные женские ценности (замужество, дети, кастрюли, следование моде и т.п.) в угоду своей карьере или научной деятельности. Причем применяется, чаще всего, в контексте презрения и осуждения, с чем лично я категорически не согласна.
Общепринятая интерпретация этого термина, на самом деле, имеет мало общего с его изначальным значением. И вообще, некогда прозвище «Синий чулок» было дано совсем не женщине, а мужчине и он мог искренне им гордиться.
Выражение «синий чулок» (bluestocking) впервые появилось в Англии, в середине XVIII века. Тогда в Лондоне был чрезвычайно популярен кружок интеллектуалов, собиравшийся в салоне леди Элизабет Монтегю. Общепризнанным лидером этого общества был Бенджамин Стиллингфилд - ученый-ботаник, а по совместительству, известный в то время писатель и переводчик.
Этот благородный джентльмен, помимо недюжинного интеллекта, был известен показным презрением к этикету и моде. В приличном обществе того времени мужчинам предписывалось носить костюм, частью которого непременно должны были быть черные или белоснежные шелковые чулки. Однако господин Стиллингфилд всегда предпочитал соображения практичности капризам моды, поэтому не стеснялся являться в свет в теплых шерстяных чулках синего цвета.
А вот так это должно было выглядеть по этикету
Сначала дамы падали в обморок от такой вопиющей бестактности, но со временем, обаяние и сила интеллекта ученого заставили их отказаться от великосветских предрассудков. Более того, в приватной переписке, многие участницы кружка леди Монтегю все чаще начали говорить о «bluestocking doctrine», «bluestocking philosophy», как об особом мировоззрении, отличающим их общество от грубого и алчного мира господствующих политиканов.
Позже «Синим чулком» начали именовать не только самого Стиллигфилда, но и всех остальных членов его кружка, включая дам. Этот эпитет стал неким «знаком касты», обозначая людей, увлеченных высокоинтеллектуальными диспутами, а не обычными дружескими попойками или игрой в карты.
В Англии того времени, обсуждение серьезных экзистенциальных вопросов считалось исключительной привилегией мужчин. Поднимать подобные темы при дамах было непозволительным и даже неприличным. Но благодаря обществу леди Монтегю, ситуация стала стремительно меняться. Дамы отстояли свое право быть умными и получили возможность публично выражать свои мысли и идеи.
Более того, постепенно в обществе сформировался новый идеал английской леди - теперь эта женщина стала не только интеллектуально развитой, но и духовно независимой.
И все бы было совсем хорошо, если бы в среде «Синих чулок» не появились собственные радикалы.
Одной из участниц кружка была некая Ханна Мор. В юности она была помолвлена, но по каким-то причинам брак так и не был заключен. Получив от несостоявшегося мужа пожизненное содержание (вот всем бы так!), она обрела возможность жить так, как хотелось. И прожила Ханна свою жизнь более чем достойно. Будучи активным членом кружка «Bluestocking», она неустанно занималась просветительской деятельностью, открыла несколько школ для бедных детишек, но так и осталась одинокой, не заведя ни мужа, ни собственных детей. Вот этого-то ей и не простило английское общество...
Ханна Мор
Уже в начале XIX столетия отношение англичан к образованным женщинам сильно изменилось. Даже Байрон высмеивал их. Одна из расхожих острот того времени гласила:
«Многие женщины становятся Синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок».
С тех пор некогда почетное звание постепенно превратилось в обидное прозвище для старой девы, не умеющей бороться за «личное счастье». И не только в Англии, но по всей Европе, в том числе и в России. Антон Павлович Чехов тоже отзывался о дамах-интеллектуалках не слишком благожелательно:
«Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок... Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».
Сейчас эта цитата великого писателя воспринимается несколько иначе. Тут даже некая гендерная толерантность прослеживается. Но для настоящих женщин все это звучит обидно. Незаслуженно обидно...
А вы как считаете? Имеет ли женщина право на собственную насыщенную интеллектуальную жизнь помимо кастрюль и пеленок (или даже вместо них)? И обязательно ли наличие интересов, не включающих в себя маникюры-помады, свидетельствует о несчастливой личной жизни женщины?
Очень интересно узнать ваше мнение)