Российская империя испытала революцию во время японской войны и не выдержала испытания 1-й мировой. А в 41-2 гг. не было даже намека на революцию. Вместо этого СССР распался после афганской войны.
Как обычно объясняется этот, на первый взгляд, парадоксальный факт? У меня, понятное дело, есть объяснение, основанное на клиодинамических теориях, но
(
Read more... )
Поражение может сплачивать, а может разъединять. Без контрэлит поражение не ведет к распаду, но сами поражения порождают контрэлиты, а они уже превращают поражения в распад.
Репрессии уничтожают контрэлиты, но порождают массовую ненависть и плодят зародыши новых контрэлит.
Серия обстоятельств (просчеты Гитлера и в его отношении к населению и в его оценке положения под Москвой, краткость интервала до первых побед в отсутствии реальных контрэлит, холодная зима, неготовность немцев к зимней войне, невступление в войну Японии, и, наличие фанатично просоветского слоя в городах и среди молодежи и т.д.) склонили чашу весов в одну сторону.
Летом 41-го года многим небезосновательно казалось, что ситуация может оказаться противоположной.
Скорее надо благодарить Бога, который выбрал такой вариант, что гигантский просчет Сталина не привели к гибели России, а успехи прозорливости Гитлера были уничтожены его чрезмерной самонадеянностью. Оба людоеда гениально подготовились к трапезе, и оба ошиблись.
Reply
Reply
2. Массовые репрессии типа сталинских необычайно понизили планку уровня претендентов (как ты говоришь, аспирантов) в элиту. Свято место пусто не бывает, и когда выбивают 1 и 2 сорт, на лучшие места начинает претендовать третий. Весьма наглядные примеры, кстати, дают зоны, которые наши оставили, а немцы почти не контролировали. Далее развивать тему не буду.
3. Однако все эти процессы при отсутствии альтернативной идеологии и жестком репрессивном аппарате развиваются медленно, поэтому я и пишу, что не хватило времени.
4. Я сам себе не противоречу. Ты просто очень невнимательно читаешь мои реплики. Я раза два или даже три повторил тезис о преобладании ненависти на селе, и о фанатично-советской прослойке среди городской молодежи.
Reply
Leave a comment