Этой проблемой были не нашествия врагов - с ними огромные армии справлялись или не напрягаясь, или собирая могучие полки, легионы и орды.
Это были не голод или эпидемические болезни - с ними тоже справлялись: в Древней Японии во время голода просто «забывали» всех новорожденных девочек, а стариков отправляли в горы, чтобы не тратить драгоценный рис, а в России уже в ХIХ веке в эпидемию холеры просто карантинами перекрывали целые губернии - так возникла в биографии Пушкина знаменитая «Болдинская осень» - не выпускали из имения караулы на всех дорогах, вот поэт и засел за стол и оставил потомкам законченный роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», лирику...
Но с одной проблемой не удавалось справиться даже такому могучему государству, как СССР при И.В. Сталине - это системный сбой при восприятии информации от низовых звеньев управления к высшим.
В «старые добрые времена» гонца, который принёс плохую весть, казнили - А.С. Пушкин рассказал об этом в «Сказке о царе Салтане»: «В гневе начал царь чудесить и гонца хотел повесить». Библия рассказывает, что царь Давид приказал казнить гонца за принесённую весть о смерти Саула.
В истории сохранилось известие о том, как боялись сообщить Чингисхану, что его сын Джучи, упав на охоте с коня, насмерть разбился, и тогда приближённые хана приказали это сделать подвернувшемуся под руку старику-музыканту. Тот сыграл грустную музыку на самодельном инструменте - домбре, которую затем за плохие вести казнили, высверлив дырку и залив туда расплавленный свинец. Вот с тех самых пор в домбре делается отверстие в память о казни и спасённом музыканте.
Правда, было исключение: египетские фараоны казнили того, кто принёс доброе известие - это была жертва богам за оказанную милость.
Отношение к происходящему в советской стране было навсегда сформулировано с самой высокой трибуны: «Жить стало лучше, жить стало веселей!», поэтому низовому руководителю было опасно сообщать руководству о плохом положении дел в подведомственном хозяйстве: если везде стало лучше, почему у тебя плохо? Не можешь, не хочешь или сознательно мешаешь нашей счастливой жизни? В случае систематического прохождения таких сообщений можно было легко оказаться саботажником, врагом народа или даже иностранным шпионом, со всеми вытекающими последствиями.
Прямым следствием работы такой системы стали проблемы, с которыми столкнулась вся страна, и прежде всего Красная армия. Невозможно было попытаться сопоставить данные о состоянии армии «вероятного противника» с тем, что происходит в Красной армии.
Высказывая высокую оценку боеспособности фашистской армии, запросто можно было заработать обвинения в пораженческих настроениях. Критиковать Красную Армию - любимое детище большевистской партии - означало критиковать саму партию. В обоих случаях такой вольнодумец вскоре оказывался в местах не столь отдаленных и продолжал свои размышления, занимаясь общественно полезным лесоповалом.
В качестве примера: профессор на лекции как пример самого мощного дизеля назвал немецкую модель, кто-то из студентов сообщил о «непатриотическом высказывании», следователь задал вопрос:
- Вы знакомы с положением Маркса, что более передовой общественный строй создает и более совершенные производительные силы?
- Да, знаком.
- Значит, утверждая, что фашистская Германия способна создать более мощный двигатель, чем СССР, Вы заявили, что общественный строй Германии более совершенен, чем советский?
Все, ст. 58-10 «Агитация против Советской власти».
Значит, заявляя, что финская рота, вооружённая автоматическим оружием, превосходит в огневом контакте роту Красной армии, вооружённую винтовками Мосина, «самыми лучшими в мире», вы подрываете веру в силу Красной армии, воспитанной под руководством товарища Сталина?
Поэтому в тоталитарной государственной системе положительная информация наверх идет без искажений и задержек, а отрицательная преуменьшается или вообще замалчивается. В итоге у верхнего управляющего уровня «неизбежно складывается чрезмерно оптимистическая картина положения дел, имеющая мало общего с реальностью». Именно поэтому была начата «маленькая, победоносная война» с Финляндией, которая должна была закончиться «через пару недель» созданием коммунистического рабоче-крестьянского финского правительства во главе с Куусиненом, которое должно было обратиться к Верховному Совету с просьбой принять Финскую республику в СССР.
Чтобы «верхи» осознали реальность, требуется сильная внешняя встряска. Так, после Финской войны маршал Тимошенко, принимая наркомат обороны у маршала Ворошилова, подписал с ним «Акт о приеме наркомата обороны Союза ССР», читать который без горьких слез невозможно. Оказалось, в Красной Армии масса проблем. Между тем перед финской войной считалось, что в армии все в «ажуре». Вот только отдельные положения этого документа:
- Точно установленной фактической численности Красной Армии в момент приема Наркомат не имеет. Учет личного состава по вине Главного Управления Красной Армии находится в исключительно запущенном состоянии.
- Положение о прохождении службы рядового и младшего начсостава, изданное в 1931 году, устарело, для руководства непригодно, и никто им не пользуется.
- К моменту приема Наркомата обороны армия имела значительный некомплект начсостава, особенно в пехоте, достигающий 21 % к штатной численности на 1 мая 1940 г.
- Плана подготовки и пополнения комсостава запаса для полного отмобилизования армии по военному времени не было.
- Низкая подготовка среднего командного состава в звене рота - взвод и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава.
- Слабая тактическая подготовка во всех видах боя и разведки, особенно мелких подразделений.
- Неудовлетворительная практическая полевая выучка войск и неумение ими выполнять то, что требуется в условиях боевой обстановки.
- Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействию на поле боя: пехота не умеет прижиматься к огневому валу и отрываться от него, артиллерия не умеет поддерживать танки, авиация не умеет взаимодействовать с наземными войсками.
- Применение маскировки отработано слабо.
- В войсках не отработано управление огнем.
- Войска не обучены атаке укрепленных районов, устройству и преодолению заграждений и форсированию рек. Причинами этого являются:
- Неправильное обучение и воспитание войск.
- Противовоздушная оборона войск и охраняемых пунктов находится в состоянии полной запущенности. Существующее состояние ПВО не отвечает современным требованиям.
- Запасы горючего крайне низки. (Цит. По Военно-исторический журнал № 1.1992.
То есть за год до великой войны выявлены недостатки, с которыми не только воевать - в «Зарницу» играть невозможно.
Не прошло и года, как тот же нарком Тимошенко вместе с начальником Генерального штаба Мерецковым уже вновь считали, что в армии все в полном порядке. И все выступавшие на январском совещании военачальники: командующий КОВО Г. К. Жуков, командующий МВО И.В. Тюленев, командующий ЗапОВО Д. Г. Павлов, начальник ГУ ВВС П. В. Рычагов, командующий ХВО А. К. Смирнов во главе с внимательно слушавшим их всех товарищем И.В. Сталиным были вполне довольны состоянием дел в армии. И опять «наверх» пошли победные доклады о том, как всё замечательно и какой мощный отпор получит враг, осмелившийся напасть на СССР.
Думается, именно в этом и состояла причина столь высокой оценки нашим генералитетом боеспособности РККА и столь низкая - Вермахта, что и привело к первым самым тяжёлым поражениям в Великой Отечественной войне.
Правда была не только не нужна - она была лично опасна для каждого, кто лишь попытался бы заикнуться о проблемах армии.
Проблем не было - была война...
©