Причиной масштабного пожара на Укоке мог быть поджог

Nov 03, 2011 14:28

Оригинал взят у greenlab_market в Причиной масштабного пожара на Укоке мог быть поджог
Вчера WWF опубликовал официальное заявление: на плоскогорье Укок в зоне проведения незаконных геодезических работ на трассе будущего газопровода «Алтай» сгорело 4 тысячи гектаров высокогорной степи. Как стало известно «Деньгам за природу», алтайские проводники - очевидцы пожара не исключают, что это был поджог.


Чудовищное зрелище: выгоревшее плато Укок и горная система Табын-Богдо-Ола в районе Аргамджи. На фоне предгорий отчетливо виден дым, поднимающийся над свежим пожарищем. 24 сентября, 16:14 местного времени.
«РИЭЛТЕРСКИЙ ПОДЖОГ»?
«Мы заметили пожар, еще поднимаясь на перевал Бугымуиз. Это были клубы дыма, поднимавшиеся из-за перевала, похожие на гриб. Я испытал шок. Мы решили, что это горит стоянка или, может быть, произошла авиакатастрофа. По прошествии двух часов всем стало ясно, что гореть так долго не может - да и такого количества дыма быть не должно. В голову не пришло, что горит земля!» - говорит проводник туристических групп Алексей.

По словам Алексея, дым поднимался над горами в течение как минимум двух суток, но к моменту, когда группа достигла места пожара, от поля альпийских маков и астр оставалось безжизненное пепелище.

«Пожарище - это жуткое зрелище. Оно простирается от дороги, сколько хватает глаз в направлении склонов Табын-Богдо-Ола и поднимается по склонам. Основная часть пожарища находится за колючей проволокой. По нашим наблюдениям, именно в той части и проводились работы «Газпрома». Их автомобили стояли за колючей проволокой. Но - не пойман - не вор», - говорит другой проводник, Андрей. Андрею удалось сфотографировать пожарища со «свежим» поднимающимся дымом - также как брошенные изыскателями «Газпрома» свалки на месте стоянок, работающую технику и оставленные геодезические знаки. Его фотографии дали толчок совместному расследованию «Денег за природу» и WWF.



Карта спутникового мониторинга, проведенного некоммерческим партнерством «Прозрачный мир» по просьбе WWF. Отмеченные на ней точки интенсивного горения по дням, показывают что пожар развивался на протяжение двух недель - его никто не тушил. Двое или трое суток, в течение которых пожар наблюдали поделившиеся своими свидетельствами проводники, был апогей. Обозначенные на карте «вешки на трассе газопровода» - это GPS-координаты оставленных изыскателями геодезических знаков либо точки проведения работ, документированные неравнодушными путешественниками. Две из 12 отмеченных точек располагаются непосредственно на территории, пройденной пожаром.

«Пожар своими глазами видели, конечно. Остановились на стоянке Аргамджи, увидели, как шел пожар. Его никто не тушил, снег был после этого - потому погас. Краснокнижники там ходят - бараны, козлы (козерги) - они ушли в Монголию. Алтайцы относятся плохо к изысканиям «Газпрома», - третий проводник, наблюдавший пожар с еще одной точки, коренной алтаец и русский язык дается ему с трудом. «Шум будет, дикие звери и рыба уйдут из-за загрязнения и беспокойства», - объясняет он последствия строительства, к которому активно готовится «Газпром».

Но, как оказывается, для того, чтобы разрушить равновесие зоны покоя, не нужно полномасштабных строительных работ. «Я видел, что «газпромовские» встают стоянкой несанкционированно, где хотят, делают что хотят, разжигают костры, где им угодно. Когда мы отмечаемся, пограничники нас спрашивают: "У вас удочки есть?" В 200 метрах от погранзаставы стоит вездеход «Газ-66» и на кунге сушит рыболовецкую сеть! Это природоохранная зона, в которой рыбу ловить запрещено - но газовиков это не касается. Они могут ловить рыбу сетью, могут ставить бани на речке. Могут мусорные свалки делать», - возмущается проводник Алексей.

«Раньше пограничники не только охраняли границу - они работали и как спасательные отряды, и как охрана природной территории. Почему-то сейчас они либо забывают об этом, либо им сказали смотреть на это сквозь пальцы», - продолжает он.



Полуразрушенная сторожка и свалка мусора, оставленная подрядчиками «Газпрома» на месте августовского лагеря вблизи исторического объекта - стоянки Аргамджи. Вдали отчетливо видны следы пожара. Снимок сделан 24 сентября в 15:35 местного времени. Ниже - Оленные камни - памятники древней культуры - вблизи стоянки Аргамджи, степь и горы Табын-Богдо-Ола, почерневшие от пожара. Справа в предгорьях отчетливо виден дым, поднимающийся над свежим пожарищем. 24 сентября 2011, 15:47 местного времени. NB снимки сделаны очевидцем с интервалом в 12 минут.



Спутник Андрея, Дмитрий, пройдя весь путь вдоль границы пожарища, картировал оставленные изыскателями геодезические знаки с помощью GPS-навигатора. На одной из стоянок он покинул группу и на своей машине вернулся назад - той же дорогой, которой путешественники зашли на Укок. «Когда возвращались обратно, валил снег, поэтому пожарища не было видно, зато техника бросалась в глаза», - рассказывает Дмитрий. Точка за точкой он съезжал с дороги и двигался по следам, оставленной техникой, пока не приближался вплотную к месту проведения работ. Там он засекал координаты GPS навигатором, и, если обстоятельства позволяли, производил фотосъемку.

«Работы вдоль будущей трассы газопровода практически повсюду ведутся в коридоре 300 метров вправо-влево от дороги. Газовики нигде не срезают, не экономят длину трассы - так и идут вдоль исторически сложившейся дороги, как ее проложили пограничники и чабаны".

«Если здесь начнется полномасштабное строительство, обязательно появится асфальт. Но чистота сохранилась на Укоке только потому, что нет дорог. Как только появится асфальтированная дорога - будет такая же свалка, как на всем Алтае», - заключает путешественник.



Тяжелая буровая техника разместилась «на целине». Справа от буровой установки сквозь пелену бурана видна не то какая-то полуразрушенная постройка, не то сваленное на земле оборудование. Снято 26 сентября в 12:14 местного времени.

«Когда я спросил пограничников, что это было, они ответили: "Это не мы подожгли"» - говорит Алексей. Этот взрослый, привыкший к ответственности за людей и экстремальным путешествиям мужчина даже спустя две недели явно пребывает в шоке от увиденного. «Лично мое мнение, оно ничем не подкреплено: это подожгли специально. Причину объясню: пошла волна возмущения среди людей, которым не безразлична судьба Укока, и видимо побоялась, что пойдут комиссии, увидят, сколько редких видов растений здесь произрастает. А сейчас выжгли пол Укока - и любая комиссия скажет: "Так здесь же ничего нет!" По мнению Алексея, такое пламя не могло распространиться самостоятельно. «Даже если допустить, что кто-то перевернул бензиновую горелку - это элементарно каждый человек может потушить», - замечает он.

«По Укоку была принята очень жесткая резолюция Комитета Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, где России «в сильной форме» было рекомендовано отказаться от этого проекта. И если решение о начале строительства будет принято, автоматически последует перевод памятника Всемирного природного наследия «Золотые горы Алтая» в статус «Всемирное природное наследие под угрозой». Правительство России боится этого, так это будет серьезный удар по репутации страны», - говорит руководитель программы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Гринпис России Михаил Крейндлин.

По данным г-на Крейндлина, в мае 2012 года Укок посетит миссия Комитета Всемирного природного наследия. Ее заключение станет основой для голосования по переводу «Золотых гор Алтая» в столь неудобный для России (и лично для Путина, рассчитывающего к этому времени занять президентское кресло) статус.

В то же время, «в обсуждаемом пакете поправок к законодательству об ООПТ есть положение, разрешающее изменять границы заповедника, "если природные комплексы утратят свою ценность"», замечает руководитель программы WWF России по экологической политике топливно-энергетического комплекса Алексей Книжников. А это значит, что пожар, уничтоживший биоразнообразие в коридоре строительства газопровода «Алтай», вполне может быть использован как предлог для выведения соответствующей территории из-под государственной охраны.

В «дикой» версии о «риэлтерском поджоге» все становится на свои места.



Мешки и канистры, выгруженные из машины. 26 сентября. 15:43 местного времени.

«ГАЗПРОМ» СТРЕМИТЕЛЬНО ТЕРЯЕТ РЕПУТАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕНОЙ КОМПАНИИ

Благодаря жестким экологическим стандартам и высокой степени информационной прозрачности «Северного потока» «Газпром» пробрел репутацию экологически ответственной компании. Теперь корпорация рискует в считанные месяцы лишиться этого статуса, уважаемого как российской общественностью, так и экологически ответственными инвесторами за рубежом.

От недели к неделе набирает обороты скандал вокруг незаконной деятельности «Газфлота» на шельфе Западной Камчатки. На прошлой неделе прокуратура подала судебный иск в отношении компании. Спустя сутки стало известно, что «Росприроднадзор», чтобы оправдать уже реализованный в нарушение закона проект, обнародовал повторное заключение государственной экологической экспертизы - положительное, как и следовало ожидать. Решение «Росприроднадзора» оказалось датировано днем, предшествующим дню подачи иска. Предписанные федеральным законодательством требования о повторных общественных слушаниях и предоставлении возможности для общественной экологической экспертизы, разумеется, не были выполнены.

Буксировка к месту базирования технически не готовой к эксплуатации буровой платформы «Приразломная» и ее формальное, с фанфарами для Путина, открытие в дни Международного Арктического форума вызвало серьезные протесты. Под обращением к премьеру с требованием приостановить реализацию проекта «Газпрома» на шельфе Арктики и пересмотреть политику его освоения в целом свои подписи поставили более 10 тысяч человек.

Наконец, незаконные действия «Газпрома» на Алтае также не остаются без ответа. По запросу Гринпис прокуратура начала проверку по факту незаконной хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территории, о ситуации проинформирован генеральный прокурор Юрий Чайка.



Плато Укок, геодезический знак на трассе газопровода. На фотографии отчетливо видны дорога и заграждение 5-километровой приграничной зоны (КСП). Вдали за колючей проволокой - потемневшие от пожарища горы Табын-Богдо-Ола. Снимок сделан 24 сентября в 16:53 местного времени.

«Приходиться констатировать, что «Газпром» следует политике двойных стандартов», - говорит Алексей Книжников. «Один подход - для Европы, и совершенно другой - когда речь заходит о проектах, реализуемых на российских территориях. Открытость на «Северном потоке» и полная закрытость в проекте «Приразломной». Строгое соблюдение законодательства при работе в Европейских странах - и неуважение федеральных законов и международных обязательств страны при реализации проектов в Горном Алтае, на шельфе Арктики или на Камчатке».

Кризисные тенденции в мировой экономике нарастают и, вопреки заверениям Путина, российские корпорации, похоже, тоже ждут не лучшие времена. Кто оценит, во что обойдется российскому правительству и частным инвесторам потеря «Газпромом» такого актива, как репутация экологически ответственной корпорации - одной из немногих, кто обладал таковой в России до сегодняшнего дня?

Газпром, республика Алтай, Укок, Алтае-Саянский регион, Алтай, газопровод Алтай, плато Укок, Горный Алтай

Previous post Next post
Up