Углеродный рынок скорее жив, чем мертв - уверены участники мероприятия, посвященного развитию рынка торговли сокращениями парниковых газов, организованного в рамках Климатической конференции ООН в Варшаве. Представители США, Канады, ЕС, Казахстана и Китая рассказали о положительной динамике нового рыночного сегмента и тенденциях к слиянию.
Процессы, которые некоторые эксперты поспешили назвать конвульсиями углеродного рынка, страны, участвующие в нем, обозначают иначе. Торговля единицами выбросов - самый «молодой» сектор, поэтому скачки - взлеты и падения, это неотъемлемая и вполне естественная часть «переходного периода». За которым обязательно последует этап становления, роста и развития - уверены эксперты.
Успехи локальных рынков выглядят впечатляюще. Огромные обороты набирают национальные, региональные и отраслевые рынки. Поражает объемом Китай: 7 провинций страны заявляют 2,2 млрд тонн на три года, указывая, что это всего лишь пилотная фаза. Всем бы такой старт: для сравнения, этот объем сопоставим с годовыми выбросами всей России.
Есть у китайского подхода свои особенности. У каждой провинции - собственный внутренний рынок и конкуренция, стимулирующая развитие. При этом есть и общие квоты - как продолжение механизмов чистого развития - та часть, которая разрешена для торговли во всех системах.
Замечателен пример Калифорнии. Этот американский штат - одна из крупнейших экономик мира (около 13% ВВП США) и занимает 18-е место по объему выбросов парниковых газов, если оценивать этот штат отдельно в ряду ведущих государств. В сентябре 2006 года в штате был принят закон, определяющий абсолютную цель: снизить парниковые выбросы к 2020 году до уровня 1990 года, то есть на 17%, а к 2050 году на 80% по сравнению с 2006-м. В декабре 2011 года была принята программа введения системы квотирования и торговли, которая является основным инструментом достижения цели. Опыт, накопленный в Калифорнии, превосходит опыт кого бы то ни было в мире.
Догоняет американский штат канадская провинция Квебек. Несмотря на то, что Канада на государственному уровне не хочет вводить рынок и даже отказывается от международных обязательств по снижению выбросов, инициатива успешно реализуется на уровне провинции. Причем, здесь успешно функционирует система регулирования - ценового коридора, способствующая поддержанию ценовой стабильности.
Наши ближайшие соседи - Казахстан двигаются не столь стремительно, как Китай. Страна собиралась ввести торговлю и ограничения по выбросам уже в этом году, но бизнес попросил отложить новый порядок на год, чтобы оценить ситуацию и подготовиться к работе. При этом, президент и правительство страны настроены решительно: в ближайшие 25 лет нужно переориентировать экономику, гласит казахская «Стратегия 2050».
Эксперты, представляющие в Варшаве опыт работы углеродных рынков, рассказали о последних мировых тенденциях. С 2014 углеродный рынок Квебека соединяется с торговой системой Калифорнии, уже подписано соглашение. Калифорния, в свою очередь, объявила о подписании похожего соглашения с китайскими провинциями - детали должны быть определены в январе следующего года.
Логически, следующим звеном в цепи «Квебек-Калифорния-Китай» может стать Россия, говорят эксперты. По словам директора Центра экологических инноваций Георгия Сафонова, России не нужно стоять в стороне от процессов, происходящих вокруг. За принятыми на уровне американских, канадских и китайских регионов решениями о создании рынка стоят сильнейшая аналитика и сложный процесс экономических и политических согласований. Рынок запущен, а значит - есть серьезные мотивы для этого.
Напомним, в конце сентября Президент России подписал указ об установлении национальной цели по сокращению выбросов к 2020 году, который предполагает разработку плана мероприятий по его реализации и показатели сокращения выбросов по секторам экономики. Подготовкой плана занимается Минэкономразвития. Кроме этого, в рамках совместной рабочей группы с «Деловой Россией», министерство изучает возможности создания в РФ экономического механизма национального углеродного рынка.
В ближайшее время России предстоит определиться с механизмами, понять, какие мотивы для развития наиболее приемлемы. Наибольшие перспективы эксперты видят в региональных, отраслевых и комбинированных схемах торговли.
«Процесс создания углеродных рынков набирает обороты, - говорит Георгий Сафонов. - Практически все партнеры России по БРИК активно включаются в процесс. Стоять в стороне - не выгодно. У российских предприятий по сравнению, например, с японскими, доступный потенциал по сокращению выбросов - колоссален. Кроме того, многие российские компании уже провели подготовительную работу в этом направлении и представляют, как и с чего начать. Кроме того, в условиях негативных тенденций развития экономики, такие вариант могут стать дополнительным импульсом для развития и стимулирования национальной экономики».