Почему тракторный завод останется в Канаде

Nov 09, 2013 00:19


По просьбе Путина глава союза производителей сельхозтехники и совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин подготовил аналитическую записку. Перепечатываем

24.10.2013

Путин попросил написать записку о том, почему Ростсельмаш не переносит производство тракторов из Канады в Россию. Сравнить условия.

Думаю, эта информация будет интересна и вам.



Таблица 2. Расчет коммерческой целесообразности переноса производства тракторов из Канады в Российскую Федерацию



Как следует из проведенного анализа, перенос производства тракторов из Канады в Россию экономически нецелесообразен, так как либо ведет к прямым убыткам, либо к росту цены на продукцию.

Данный вывод подтверждается динамикой оборота предприятий за четыре года:

в Канаде рост в 1,7 раза (с 219 млн. долларов США в 2008 году до 361 млн. долларов США в 2012 году),

в России рост на 5% (с 512 млн. долларов США в 2008 году до 539 млн. долларов США в 2012 году).


1. Стоимость трудовых ресурсов

Разница между Россией и Канадой в стоимости рабочей силы не так уж велика. В 2012 году средняя зарплата квалифицированного рабочего (например, сварщика или сборщика) в Ростове-на-Дону составила 67-69% от зарплаты аналогичного рабочего в Виннипеге (см. таблицу 1). Однако в России налоги на заработную плату и добавленную стоимость (НДС) выше.

Таблица 1. Сравнение среднемесячной чистой (на руки) заработной платы в России и Канаде по основным специальностям, рублей.



В Канаде в 3,5 раза ниже отчисления в пенсионный фонд, в 2 раза ниже сборы за страхование от несчастных случаев, на треть ниже налог на добавленную стоимость (12% против 18% в России), но в 2,8 раза выше подоходный налог. В итоге на рубль выданной на руки зарплаты в России необходимо заплатить налогов и отчислений 81 коп., а в Канаде - 72 коп.

Рисунок 1. Сравнение структуры затрат предприятия на оплату труда квалифицированного работника цеха в России и в Канаде в 2012 году.



Затраты на оплату труда на заводе в Канаде составили в 2012 году 38,5 млн. долларов США. Затраты на труд на аналогичном заводе в Ростове-на-Дону составили бы 28,5 млн. долларов США, что на 10,0 млн. долларов США меньше.

Однако с 2002 по 2012 год средний уровень оплаты труда в России вырос на 472% (среднегодовой темп роста: +21,1%), а в Канаде - только на 30% (+2,0% в год). При росте такими темпами через 3-4 года труд в России будет стоить дороже, чем в Канаде.
2. Стоимость кредитов

Средняя годовая ставка по кредитам в России в 2012 году составила 11,75%. На заводе в Канаде средняя процентная ставка в 2012 году составила 2,30%.

Расходы на выплату процентов по кредитам тракторного завода в Канаде в 2012 году составили 3,5 млн. долларов США.

Соответственно, расходы на аналогичные кредиты в России были бы в 5,1 раза больше и составили бы 17,9 млн. долларов США, что выше всей чистой прибыли, полученной на производстве в Канаде в 2012 году.

Таким образом, в России расходы на оплату процентов по кредитам будут на 14,4 млн. долл. выше, чем в Канаде.
3. Стоимость энергоресурсов и транспорта

Газоснабжение. Стоимость одного кубометра газа в 2012 году в Южном Федеральном Округе в среднем составила 4,594 рубля. Стоимость кубометра газа для завода в Виннипеге в 2012 году составила 10,461 рублей ($0,33) - в 2,28 раза выше. При потреблении заводом 3,55 млн. м3 природного газа в год (данные 2012 года) экономия при переносе завода в Россию составит всего 0,657 млн. долларов США.

В связи с ежегодным ростом тарифов на поставки природного газа, закрепленным в долгосрочных концепциях и прогнозах социально-экономического развития страны, а также связанным с целями руководства ОАО «Газпром» по выходу на равнодоходные цены поставок на внутренний и внешний рынки, данное конкурентное преимущество также ежегодно сокращается.

Энергоснабжение. Тарифы на поставку электроэнергии в Канаде для крупных промышленных предприятий составляют в среднем 1,70 рублей за кВт ($0,055). В России тариф в 2,20 раза выше - 3,70 рубля. Таким образом, издержки тракторного завода на электроэнергию при переносе в Российскую Федерацию вырастут на 2,118 млн. долларов США, что значительно превосходит экономию на газоснабжении.

Грузоперевозки. В связи с высокой стоимостью топлива в России (в среднем на 5,5% выше, чем в Северной Америке) и другими факторами цены на перевозку продукции грузовыми тралами (используемым заводами сельхозмашиностроения) в России значительно превышают канадские: в среднем 60,0 рублей/км в России и 39,4 рублей/км ($1,25) в Канаде. Рост издержек на транспортировку составит порядка 4,183 млн. долларов США.

Тарифы на железнодорожные грузоперевозки растут значительными темпами: в 2008 году наиболее выгодным видом транспорта для перевозки грузов на расстояние от 750 километров был железнодорожный, в 2013 году к услугам железнодорожного транспорта прибегают при перевозке грузов на расстояние от 1 500 километров.

Таким образом, рост издержек, связанных с использованием услуг транспортных компаний и естественных монополий, по усредненным расчетам составит 5,644 млн. долларов США в год
4. Расходы на охрану завода

В целях охраны и предотвращения нарушений правопорядка на территории завода в Ростове-на-Дону предприятие вынуждено содержать большой штат охраны (порядка 150 человек). Расходы включают в себя заработную плату, униформу, страховку, содержание служебных помещений, связанные налоги. Штат охраны на заводе в Канаде составляет 4 человека, а их функции ограничиваются контролем пропускной системы и, в случае необходимости, коммуникациями с органами правопорядка.

Издержки на охрану аналогичного завода в Ростовской области составят порядка 1 050 тыс. долларов США, что на 0,898 млн. долларов США больше текущих затрат по данной статье на канадском предприятии.
5. Излишняя бюрократия и сложность ведения бухгалтерского и налогового учета

1. Российские компании вынуждены вести учет в трех направлениях:

- бухгалтерский учет в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете;

- налоговый учет в соответствии с требованиями налогового законодательства;

- учет в соответствии с правилами Международных стандартов финансовой отчетности (компании, которые в соответствии с требованием федерального законодательства должны составлять консолидированную финансовую отчетность).

В законодательстве Канады предусмотрена единая форма учета.

2. Громоздкость документооборота.

Российское законодательство, регулирующее бухгалтерский и налоговый учет, требует оформления большого количества документов на бумажных носителях, что приводит к необходимости составления 2-5 документов по одной хозяйственной операции.

В Канаде количество документов, которыми оформляются хозяйственные операции значительно меньше, чем в России.

3. Необходимость предоставления большого количества документов различным контролирующим и фискальным органам.

Органами контрольных мероприятий в рамках выездных, камеральных, встречных проверок запрашивается большое количество копий документов. За последний год ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» фискальным органам в копиях предоставило около 41 тыс. документов (количество проверок за год - 167).

В этой связи российские предприятия вынуждены содержать расширенный штат бухгалтерии и финансовой службы. Штат этих служб на предприятии в Ростовской области (аналогичном канадскому) составит не менее 65 человек, что в значительной степени увеличит издержки предприятия.

По усредненным расчетам ежегодно на содержание этих служб потребуется 1 805 тыс. долларов США, что на 1,005 млн. долларов США выше текущих затрат на канадском заводе, где эти службы насчитывают 14 человек.

Также важно отметить, что система бухгалтерского учета и сложность документооборота в России приводит к тому, что менеджеры коммерческих отделов до 50% рабочего времени вынуждены тратить на сбор и подготовку документации. На канадском предприятии работа с документами сведена к минимуму - не более 10% рабочего времени.
6. Налоговая нагрузка

1. Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль в Канаде составляет 35,0%. Однако с учетом различных вычетов и льгот по стимулированию НИОКР и модернизации производства эффективная ставка налога на прибыль составила на заводе в Канаде в 2012 году - 16,7%, что на 3,3% ниже, чем в России (ставка налога на прибыль в РФ - 20%).

В Канаде действуют следующие налоговые стимулы для модернизации:

• При приобретении оборудования разрешена его ускоренная амортизация (более высоким темпом, чем в России) - 30% от оставшейся суммы ежегодно.

В России разрешен амортизационный вычет в размере 30% только в первый год, в последующие годы - 7% (при 10-летнем сроке амортизации).

Таким образом, 70% стоимости оборудования в Канаде можно отнести на затраты (снизить налог на прибыль) в течение 3 лет, в России - в течение 6 лет. В этой связи осуществлять инвестиции в станки и оборудование в Канаде более выгодно.

• В Канаде действует программа налоговых вычетов на производственные инвестиции (Manufacturing Investment Tax Credit).

Налоговый вычет, направленный на развитие и модернизацию производства промышленной продукции, в провинции Манитоба составляет 10% от суммы капитальных вложений (инвестиции на приобретение оборудования, строительство и ремонт зданий и пр.). То есть при строительстве нового цеха стоимостью 10 млн. долларов государство автоматически субсидирует заводу 1 млн. долларов за счет снижения на эту сумму налога на прибыль (не налогооблагаемой базы, а именно выплаты по налогу). В России подобные вычеты отсутствуют.

• При проведении R&D*

Таблица 2. Расчет коммерческой целесообразности переноса производства тракторов изКанады в Российскую Федерацию



Как следует из проведенного анализа, перенос производства тракторов из Канады в Россию экономически нецелесообразен, так как либо ведет к прямым убыткам, либо к росту цены на продукцию.

Данный вывод подтверждается динамикой оборота предприятий за четыре года:

в Канаде рост в 1,7 раза (с 219 млн. долларов США в 2008 году до 361 млн. долларов США в 2012 году),

в России рост на 5% (с 512 млн. долларов США в 2008 году до 539 млн. долларов США в 2012 году).

http://www.novayagazeta.ru/blogs/60589.html

производство, экономика, отсталость, прогрес, Россия, Канада, промышленность

Previous post Next post
Up