Оригинал взят у
technolirik в
Об учебе в Украине. В прошлой части серии рассказов о моей жизни в Германии я остановился на том, что после окончания своих последних языковых курсов я вернулся обратно в Аален. Период беззаботности закончился. Я выучил английский и немецкий и теперь предстояло решить что делать дальше. В моей жизни начался самый непростой период, когда нужно было принимать решения, которые полностью определяли мою дальнейшую судьбу в новой стране.
Но перед тем как продолжить рассказ о том времени, будет нелишним сделать небольшой экскурс в историю и рассказать с каким опытом и знаниями я приехал в Германию. Под катом небольшой обзор того, чем я занимался в Украине до переезда
В Украине я всю свою жизнь учился. В октябре 1990 года наша семья вернулась из ГДР в Украину и я сразу пошел в первый класс общеобразовательной школы №12 города Бердичева. Проучившись девять классов, в 1999 году я поступил в Бердичевский машиностроительный техникум на специальность "Программирование для электронно-вычислительной техники". В то время персональный компьютер в нашем провинциальном городе имели единицы, и большинство людей в том числе и я с трудом представляли себе что это такое, но все понимали что будущее за компьютерами. Слова „компьютер“ и „будущее“ были синонимами. Что касается школы, у меня не осталось каких-либо теплых воспоминаний о времени, проведенном в ней. Причина в том, что я часто менял классы и поэтому у меня никогда не было постоянного коллектива и возможности завязать прочную дружбу с одноклассниками. Учиться мне нравилось и учился я с большим удовольствием. Отличником не был но закончил девятый класс с двумя четверками - по пению и по информатике. Остальные оценки были пятерками
Я все детство рисовал машинки и моею мечтою было стать дизайнером автомобилей. В Украине специалистов по этому профилю готовил один лишь только институт в Харькове при абсолютно нулевом шансе трудоустройства после окончания - Украина уже много лет не разрабатывала собственных автомобилей, соответственно дизайнеры ей были не нужны. Эту мечту пришлось отбросить
Из популярных в то время специальностей которые массово появлялись в то время в каждом учебном заведении были: юрист, экономист, бухгалтер. Все они вызывали у меня стойкое отвращение поэтому я планировал доучиться до 11 класса и там уже смотреть что делать дальше.
В судьбу вмешался случай. Однажды папа принес мне свежий выпуск центральной бердичевской газеты с объявлением о том, что в бердичевском машиностроительном техникуме открывается новая специальность - "программирование для электронно-вычислительной техники". Объявление меня заинтересовало и обдумав все за и против я решил подать заявление на поступление в техникум. До того момента я видел компьютеры лишь на уроках информатики в школе - это были советские "Поиски" стоявшие в единственном кабинете в школе, где была сигнализация. От этого они казались еще более весомыми и загадочными. С уроков информатики я помню мало. Помню что как-то мы рисовали в графическом редакторе под операционкой DOS на одном из уроков. Рисование заключалось в том, что нужно было вводить вручную координаты точек и концов отрезков и таким образом получалось изображение. Было занятно, чтобы нарисовать пару квадратов и незамысловатый примитивный рисунок уходил целый урок.
Я окончил девятый класс. Впереди было лето, которое я традиционно бы провел на стадионе рядом с домом, накачивая на турниках мышечную массу и купаясь в местном болоте - озере Шандора. Я решил провести это лето с пользой не только для тела но и для головы. Подал заявление на поступление и записался на подготовительные курсы к вступительным экзаменам. Экзамена было два: математика и украинский язык. Месяц или два я ходил на курсы, где решали задачи по математике и писали диктанты по украинскому. Сказать честно я не надеялся поступить. В то время все знакомые родителей на каждом углу рассказывали страшные истории о коррупции и внушали мысль - без взятки или связей не поступить. Связей у нас не было а взятку давать мы не собирались - все таки поступление было не жизненно важно, я изначально собирался идти в 10 класс. Вступительные экзамены я сдал с максимальным среди поступающих результатом: 5 по математике и 4 за диктант по украинскому. Моему удивлению и радости не было границ, когда зайдя в техникум посмотреть результаты экзаменов, я увидел свою фамилию в списке поступивших на гос.заказ то есть на бесплатное обучение. Таких мест было 10 из 30, для остальных учеба была платной и моя семья в то время вряд ли бы потянула финансово стоимость обучения если бы я поступил на платное место. Выбор был очевиден - я пошел учиться на программиста. Это было судьбоносным решением, но к сожалению этот путь спустя годы оказался для меня тупиковым.
Мы были первая группа программистов в колледже и правду говорят что первый блин комом. На нас оттачивались все ошибки и корректировалась на ходу программа. Проблема провинциального города была в отсутствии учительских кадров по компьютерным дисциплинам. Начали изучать компьютер мы вместе с многими преподавателями и в силу молодости нашей часто обгоняли их по скорости освоения нового материала. За исключением сферы непосредственного программирования. Но и тут дела обстояли неважно. Человек ответственный за то, чтобы обучить нас основам программирования был неплохим специалистом в своей сфере но лишь на фоне того, что кроме него специалистов по программированию в городе больше не было. Учителем он был довольно скверным: объяснить понятно и доступно материал он не умел да и сам по себе был малоприятной личностью. В итоге пробелы со знаниями в сфере программирования у нас начались на втором курсе и к окончанию колледжа эти пробелы лишь увеличились в размерах, так как качество преподавательского состава оставалось прежним. Тут не лишним будет добавить, что сфера программирования - довольно специфичная сфера. Человек должен обладать определенным складом ума и неимоверной тягой к программированию, чтобы стать хорошим программистом. Нужно быть в хорошем смысле слова задротом в этом деле. В противном случае сколько не учись, но в результате так и останешься лишь продвинутым пользователем. На момент окончания техникума из всей группы программистами стали лишь два человека - один из них парень с фамилией Иванов - человек гений. Он перешел к нам на втором курсе со специальности юриста, увлекся компьютерами и начал учить программирование с нуля самостоятельно. На третьем курсе через год после начала учебы, Иванов по знаниям с большим отрывом убирал всех преподавателей нашего колледжа вместе взятых. Спустя несколько лет после окончания колледжа его взяли на работу в Microsoft, что было вполне очевидно. Второй программист из группы остался работать там же в колледже преподавателем сразу после получения диплома об окончании. Он не был гением но был компьютерным задротом, всегда оставался после уроков в компьютерном классе и сидел там и программировал до ночи, так как своего компьютера у него в то время не было. Больше никто из группы насколько мне известно программистом не стал. В колледже я учился с интересом и энтузиазмом и закончил колледж чуток не дотянув до красного диплома.
Выпуск в колледже нашей группы 2003 год.
После окончания колледжа стал вопрос - куда дальше? Моя ситуация была такова: мы уже четыре года ждали вызов в Германию, и теоретически он мог прийти как через неделю так и через год. После колледжа мне нужно было продолжать учебу иначе меня загребли бы в армию. В армию мне было нельзя по следующей причине. В то время срок службы в украинской армии был полтора года. А после прихода документов на переезд в Германию давался год. Если в течении года не воспользуешься возможностью выехать - ворота в Германию захлопывались навсегда. Естественно, что если бы я попал в армию, меня бы оттуда не отпустили бы до окончания срока службы. Поэтому единственный разумный выход откосить от армии был учиться дальше.
Наш колледж имел договоренности с житомирским политехом и после колледжа мы могли продолжить учебу по той же специальности сразу с третьего курса и без вступительных экзаменов. Но только на платном обучении. Преподаватели из колледжа нас предупредили об уровне образования в житомирском политехе сообщив нам тот факт, что в Киеве в объявлениях о поиске специалистов на вакансию программиста в скобках приписывают, что выпускникам житомирского политеха просьба не беспокоить. Это красноречивый факт о качестве образования в житомирском политехе полностью подтвердился моим личным опытом. Но альтернатива была армия и шанс потерять право на переезд навсегда. Так что в итоге я оказался в житомирском политехе.
Стоит добавить что я все таки предпринял попытку избежать политеха, но очень поздно. За неделю до вступительных экзаменов я решил подать документы на поступление в житомирский педагогический университет на специальность английский и немецкий языки. До переезда в Германию я бы не успел закончить этот универ да и специальность была абсолютно бесперспективная, но плюс был в том, что я бы подтянул иностранные языки, что очень бы пригодилось мне в новой жизни за границей. Решил поступать я за неделю до вступительных экзаменов, походил эту неделю к репетитору, но чуда не произошло - я пролетел на первом же письменном экзамене по английскому и альтернативы житомирскому политеху больше не было.
Про годы учебы в житомирском политехе можна писать целую серию постов. Буду краток - в плане практической пользы я приобрел бесценный опыт выживания в самых жестких условиях, после которых я могу ночевать и жить абсолютно везде, я познакомился с неповторимым украинским этносом, так как большинство жителей общежития были из украинских деревень и там каждый персонаж был достоин отдельной книги. Я научился проживать неделями питаясь одним пивом и печеньем. Это был бесценный опыт выживания в суровых условиях, также это был очень позитивный и по своему интересный период. Оценив уровень преподавания в политехе в первый год учебы и поняв, что меня тут не научат совсем ничему, я, начиная с четвертого курса, бывал в универе редко. Сессия обычно сдавалась таким образом: после экзаменов в конце сессии, на которые никто никогда не ходил вывешивались списки на отчисление из университета, в которых была вся наша группа кроме старосты - единственной девушки в нашей группе и единственной, кто в ней учился. После вывешивания списков на отчисление, мы скидывались группой на колбасу и коньяк и заносили пакет преподам, взамен все получали тройки. Если препод был неподкупный, а бывало и такое, заносили пакет побольше декану кафедры программирования и он решал все вопросы. Мы понимали что никого из нас выгнать не могут, потому что мы все платили деньги за учебу. Деньги должен сказать не малые на то время, за их счет университет существовал.
В житомирском политехе очень высоко ценилась самодеятельность и творчество. Концерты в актовом зале проходили регулярно и всегда собирали полный зал народу. После первых выступлений на сцене политеха мы завоевали славу и респект и в дальнейшем ни один концерт не обходился без нашего брейкданса. Нас очень уважали и часто просили выступить на различных праздниках и мероприятиях, взамен чего деятели культуры с хорошими связями хлопотали за наши оценки.
Во время одного из выступлений на сцене политеха. Мы с братом разбавляем номер университетского танцевального коллектива брейкдансом.
Время шло, а вызов в Германию все не приходил. Так и доучился я до бакалаврской работы. Моей бакалаврской работой была одна из обычных практических работ на языке программирования по управлению базами данных Fox Pro, которая во-первых была не моя, во-вторых была не рабочая. В третьих - сложность задачи была на уровне обычной практической работы с четвертого семестра. Но этого никто и не проверял. Все все понимали и делали вид. Я делал вид что сделал работу сам и что она работает. Преподы сделали вид что мне поверили и поставили заветную тройку. У моих одногруппников бакалаврские работы были на том же уровне что и моя. Так что мы снова скинулись денюжкой, чтобы все прошло гладко и все сдали свои работы на заслуженные тройки
После бакалавра пришел вызов в Германию и я, проучившись еще полгода на специалиста, бросил это все дело и уехал.
Так вот вкратце о моей учебе на Украине. Исходя из вышеописанного очевидно, что в Германию я приехал человеком с дипломом но без образования. Без знаний, но со стойким отвращением от программирования и информатики. Я ничего не умел и нигде не работал кроме строек во время каникул. Так что новое образование в этой стране мне было жизненно необходимо и второй раз промахнуться со специальностью было нельзя