Facebook
Юрій Бутусов Главком ВСУ Хомчак и министр обороны Тараном судятся, не разговаривают, и сдают другу друга в ДБР и СБУ: война из-за контрактов Ил-76, закупки "Дзвіна», «Фортеці», медицины и другого военного бизнеса
Украина показала всему миру развал в управлении армией и неспособность военных руководителей и Верховного главнокомандующего Владимира Зеленского компетентно управлять обороной страны во время войны. В это трудно поверить, но впервые в истории командование ВСУ отказывается выполнять целую серию приказов министра обороны Андрея Тарана через суд! Согласно судебным реестрам, действующие руководители армии главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак, начальник Генштаба Сергей Корнийчук, экс-командующий Медицинских сил Игорь Хоменко и командующий Воздушных сил Сергей Дроздов подали в суды против министра обороны Андрея Тарана. Офис президента и сам Владимир Зеленский неспособны решить конфликт и беспомощно наблюдают за ним уже много месяцев.
Но и это далеко не самое шокирующее. По данным Цензор.Нет, по материалам министра обороны Государственное бюро расследований открыло серию уголовных дел против командования ВСУ, расследуют коммерческую деятельность военной авиации, госзакупки на миллиарды гривен, которые, по мнению Минобороны несут признаки коррупции либо некомпетентности.
А теперь, чтобы показать глубину пропасти: главком ВСУ Руслан Хомчак и министр обороны Андрей Таран с октября 2020-го не разговаривают, и не поддерживают отношений. Во время совместных мероприятий Хомчак и Таран избегают даже здороваться на глазах своих подчиненных! Полное отсутствие контактов и неприкрытая ненависть друг к другу просто парализовала работу в руководстве обороны страны.
Впервые во время войны, министр и главком прекратили нормальную совместную работу, впервые Верховный Главнокомандующий равнодушно смотрит на полный паралич военного управления, не пытаясь исправить острейший кризис, впервые война стала вестись публично - в судах, впервые Министерство обороны и ВСУ показывают неспособность организовать элементарное взаимодействие! А какие же настоящие битвы ведут между собой МО и ВСУ в окопах Воздухофлотского?
Битва за спецфонд военно-транспортной авиации
12 января Окружной административный суд Киева вынес решение по иску Главнокомандующего ВСУ генерал-полковника Хомчака к министерству обороны:
"Головнокомандувач Збройних Сил України ОСОБА_1 28.12.2020 звернувся до суду з даним позовом, в якому просить:
1) визнати протиправними дії посадових осіб Міністерства оборони України у ході проведення службового розслідування, призначеного наказом Міністерства оборони України від 21.11.2020 № 429, при складанні Акта службового розслідування від 26.11.2020 № 167дск та при прийнятті абзацу 2 пункту 1 та пункту 2 наказу Міністерства оборони України від 27.11.2020 № 12КП дск «Про результати службового розслідування»;
2) визнати протиправними та скасувати абзац 2 пункту 1 та пункт 2 наказу Міністерства оборони України від 27.11.2020 № 12КП дск «Про результати службового розслідування».
По данным источников иск Хомчака касается результатов служебного расследования, проведенного в ВСУ согласно приказу № 429 от 21.11.2020 министра Тарана о состоянии военно-транспортной авиации. По результатам расследования Таран запретил применение украинских военных транспортников ИЛ-76 МД в коммерческих целях. Таран обосновал запрет износом старых самолетов, произведенных в конце 80-х годов и недопустимостью расходовать ресурс военных самолетов на коммерческие цели. Министр также потребовал вообще убрать из перечня видов хозяйственной деятельности Воздушных сил ВСУ КВЭД 51.21 «грузовой авиационный транспорт».
Хомчак считает, что запрет на коммерческие рейсы лишает армию средств от контрактов, которые поступают в спецфонд. А коммерческие рейсы - это единственная возможность обеспечить налет пилотов и профинансировать топливо и ремонты самолетов, которые не обеспечивает бюджет Минобороны.
Главной причиной конфликта является коммерческий спецфонд, куда идут поступления от контрактов и возможность осуществлять коммерческие операции. Тема выгодная, прибыльная, генеральская. Механизм контроля - непрозрачный. По большому счету, не должно быть такого, что военные вообще распоряжались какими-то коммерческими фондами. Зарабатывать на госимуществе должны другие структуры Кабмина, а военные должны не бизнесом заниматься, а получать деньги от правительства. Это освободило бы вообще ВСУ и Минобороны от такого рода проблем. Но пока у нас существуют в силовых структурах коммерческие кормушки под разными предлогами, пока государство вместо правильного бюджетного планирования закрывает глаза на коммерческую деятельность силовиков, подобные скандалы и конфликты неизбежны. В результате министр запретил коммерцию в авиации, но денег на авиацию не появилось, поэтому главком подал на министра в суд! Хомчаку по военно-транспортной авиации в иске отказано. Будет ли апелляция - пока не ясно.
Битва за «Дзвін» и «Фортецю»
Однако это не единственный конфликт между Хомчаком и Тараном.
Министерство обороны выступило против дальнейшего финансирования целого ряда проектов, которые осуществляются многие годы по заявке ВСУ. Разборки идут буквально по десяткам проблем. Например, острейший кулуарный скандал вызвал отказ Минобороны финансировать дальнейшую разработку систем управления войсками «Дзвін», «Простір». Системы разрабатываются и финансируются много лет, на «Дзвін» ушло 700 миллионов гривен, «Простір» разрабатывается с 2010-го года!
На конференции о проблемах создания Территориальной обороны военные показывали «Дзвін», установленный в штабе ТРО Сухопутных войск. Однако Министерство обороны по результатам аудита сделало вывод, что программа «Дзвін» не отвечает заданным параметрам и требует дополнительной проверки.
Основанием для такого решения стало особое мнение троих военнослужащих воинской части «Аэроразведка» - она продвигала свой проект системы управления войсками «Дельта», которая принимала участие в совместных маневрах с НАТО. Это особое мнение стало основанием для решения Тарана приостановить финансирование, и в 2020-м году на «Дзвін» не потрачено ни копейки. Кто прав и кто виноват - без доступа к секретным материалам технических заданий и внедрения со стороны сделать невозможно, необходим независимый экспертный анализ.
После этого Хомчак и командование ВСУ без всяких разумных оснований «Аэроразведку» уничтожили, в декабре объявлено о расформировании части. Один из основателей «Аэроразведки» Ярослав Гончар был вынужден уволиться из ВСУ вообще. Очевидно, что одной из причин расформирования является весьма примитивная месть за критику системы «Дзвін». Командование ВСУ без всяких разумных оснований блокирует развитие своего же проекта «Дельта».
По данным источников Цензор.Нет, расследование о вероятной коррупции в ВСУ при финансировании разработки систем управления войсками ведется в Государственном бюро расследований по представлению министерства обороны.
Теперь оценку программ разработки военного софта будут делать следователи - сами военные разобраться не сумели.