Московский корреспондент
Die Welt Эдуард Штайнер обратил внимание на примечательное, с его точки зрения, сочетание двух недавних событий: 11 марта совет директоров Международного валютного фонда одобрил новую кредитную линию Украине в 17,5 млрд долларов, а меньше чем через неделю после этого министр финансов Украины Наталья Яресько выступила в The Wall Street Journal со статьей, в которой, в частности, заявила, что выделенной ее стране помощи недостаточно.
"На самом деле переговоры Яресько с кредиторами только начались, - пишет Штайнер. - Тем не менее, она уже четко дала понять, что заимодавцы не могут рассчитывать на возврат своих денег в полном объеме. Дескать, слишком плохи дела у ее страны. Если переговоры продолжатся в соответствии с представлениями Киева, в конечном итоге будет сэкономлено
около 15 млрд долларов - их попросту не вернут".
"Если оставить в стороне тот факт, что Москва своими действиями в Крыму и на Восточной Украине перешла границы международного права, в том, что касается финансов, русские в отношениях с Украиной выглядят более осмотрительными и практичными, чем Запад, - напоминает Штайнер о недавнем заявлении российского министра финансов Антона Силуанова, согласно которому Россия не станет требовать досрочного погашения займа, выданного Украине в декабре 2013 года, но в то же время не согласна ни на реструктуризацию, ни на списание долга, и ожидает, что он будет выплачен в декабре текущего года. - Слишком часто случалось так, что Киев (к примеру, в вопросе о платежах за газ) просто протягивал руку и полагался на помощь извне. Конечно, в каком-то смысле это устраивало и Кремль тоже, потому что такое поведение создавало зависимость. Возможность, что Украина станет преуспевающим за счет внутренних ресурсов государством, воспринималась скорее как опасность".
"Хорошего имиджа, которого страна добилась посредством впечатляющей "оранжевой революции" 2004 года и который породил надежды, что в ней будет осуществлена фундаментальная перестройка в направлении западных стандартов, скажем, по примеру Грузии, - этого имиджа больше нет, - продолжает автор. - Украина завязла в грызне оранжевых революционеров. Поэтому... бывшему президенту Украины Виктору Януковичу с такой легкостью и быстротой молнии удалось после 2010 года вновь построить авторитарную систему. В конечном счете она выродилась в обыкновенную клептократию, в которой сам Янукович был главным олигархом".
"Вывод неутешительный: спустя десять лет после пробуждения страны с точки зрения системного устройства все в ней в основном осталось по-старому. Олигархия не только не искоренена, но и приобрела новое качество: Игорь Коломойский, один из богатейших украинцев, в прошлом году стал губернатором и теперь контролирует как минимум два региона еще и в политическом отношении. Вообще малый и средний бизнес систематически ущемляется и обескровливается ради выгоды олигархических конгломератов. Виной тому произвол чиновников (например, при сборе налогов). Прибавьте к этому насильственные поглощения, с которыми мирятся органы правосудия", - говорится в статье.
Ссылаясь на рейтинги Transparency International и Всемирного банка, автор отмечает, что и данные глобальной статистики характеризуют Украину не с лучшей стороны: так, в "Индексе восприятия коррупции" за прошлый год эта страна "отстает даже от России" и находится на 142-м месте из 175 возможных. Некий западный менеджер, представитель строительной отрасли, имени которого журналист не называет, описал различия между Россией и Украиной так: "В России меня однажды надули. На Украине - дважды".
Свои экономические обязательства перед МВФ Украина всегда исполняла, но ей всегда не хватало решимости по части реформ, говорится в статье. По словам Владимира Дубровского, главного экономиста киевского института исследований в области экономики Case Ukraine, вина за это лежит отчасти на самом МВФ, который проявил себя недостаточно требовательным.
"Если верить тому, что говорит МВФ, теперь все иначе... Дескать, нынешнее правительство ориентировано на реформы сильнее, чем все его предшественники за последние 25 лет. Надо думать, что именно эти надежды заставили МВФ закрыть глаза на скверный послужной список этой страны по части реформ и выдать ей кредит такого размера, о каком государства ее круга могут только мечтать... Очевидно, к таким щедрым жестам обязывает геополитика", - заключает Штайнер.
Источник:
Die Welt