Четвертая попытка
Татьяны Арефьевой объять многообразие женских типов и их модных проявлений в киносериале про Джеймса Бонда. Это только кажется, что мы всегда-всегда отставали от Запада в плане моды на семь лет. Некоторые вещи появлялись в нашей жизни почти одновременно - по недосмотру политиков.
1983 - Octopussy
Создатели бондианы обращают внимание зрителя на Болливуд. Фильм «Салям, Бомбей!» получит Золотую камеру и будет номинирован на Оскара только в 1988 году, а Бонд уже гоняет в туктуках по Бомбею, а его водитель отбивается от индийских ниндзя (!) теннисной ракеткой. Все детали комического болливудского боевика налицо.
Колорит используется на полную катушку. То, что издалека казалось одеждой для аэробики, вблизи оказывается национальным костюмом (хотя ближе к развязке аэробика все же побеждает).
Моды в «Осьминожке» наплакал кот. Кое-как обозначен триумф подплечников, временами поролоново-мощных, своим гранями выпирающих далеко за линию отреза плеча. Тут же мы видим рождение клепок - они идут по краю контрастной и нарочито цирковой детали в туалете владелицы цирка. Пару раз, зато подряд, чтобы зритель запомнил, показывают белые купальники без лямок. Ну, белым купальником любителя бондианы не увидишь, а вот отсутствие бретелек - это новость.
Тема девушек Бонда здесь также не раскрыта. Сначала нам подсовывают откровенно страшную Кристину Уэйборн с марксовым лбом, затем вынимают из чулана уже однажды использованную Мод Адамс (в надежде, что зритель ее забыл и не проведет параллели?). Но все равно это так странно смотрится: к Бонду навстречу выходят женщина, которую он уже имел чуть ранее, а он смотрит на нее как на новые ворота. Полная амнезия? Падал, ударился?
Практически в каждом бонде есть сцена в казино (видимо, казино-магнаты каждый раз скидывались и вставляли азартную игру как факт, без привязки к конкретному бренду). Так вот, девица со лбом у игрового стола появляется в гипюровом платье, под которым присутствует почти незаметное белье телесного цвета. Если поскрипеть мозгами, то можно вспомнить, что у нас примерно в это же время очумелые ручки в НИИ вязали крючком платья-скатерти, а под них шили бежевые чехлы или надевали комбинашки.
И героиня Уэйборн, и Мод (она же Октопусси) временами ходят в сари. Что аналогично греет душу: не только у нас в начале 80-х была популярна Индия с ее странными танцами и десятью метрами намотанной на тело ткани. Помнится, мы тоже украшали себя тюлевыми занавесками и что-то там изображали в пионерском лагере.
Интерьеры в Octopussy позорные, по большей части шикарные (см. нижнюю картинку) и псевдоиндийские, но с уклоном в «Династию», которую начали показывать в 1981-м.
1985 - A View To A Kill
«Вид на убийство» - последний фильм бондианы с участием Роджера Мура и самый насыщенный модными деталями из всех предыдущих. Во-первых, там заходную песню поют Duran Duran, и она совершенно не стилизована под косный джеймсбондовский канон, временами убивающий все живое. Во-вторых, злодеев там играют модные ребята, Кристофер Уокен и Грейс Джонс. Последняя разодета в пух и прах, и мы остановимся подробно на каждом ее туалете, но сначала соберем всю важную мелочь с побочных героев.
Жатые двойные швы - открытие 80-х - в России жили до конца 90-х и постмодернистскими всплесками накатывали вплоть до середины нулевых. Секрет их изготовления прост: берешь парашютный шелк или нежную лаке и отстрачиваешь то, что на боку у джинсов. От напряжения тонкая гладкая ткань морщится, создавая переливы.
Флюоресцентная косметика, которая эффектно смотрится на дискотеке. Сказать нечего, потому что до нас она не дошла даже ко времени Гагарин-пати.
Шляпа Манипенни для скачек и сама Манипенни. Здесь ей 57 лет, равно как и Роджеру Муру, ее товарищу. Сниматься дальше нельзя обоим, но ее овал смотрится куда печальнее бондовского.
Нижний ряд - две самые убойные стрижки 80-х. Вся Москва выглядела либо так, либо эдак. Левая стрижка - типа, женственная. Капсы вполне передают все ее плюсы и минусы: да, она смотрелась общипано, но решительно, уложить без химии ее было нереально, но все рок-н-ролльные круги выбирали именно ее (напоминаю юным, что круче рок-музыки тогда не было ничего). Правая стрижка вызывает в памяти Анну Веске, унылую поп-звезду из Прибалтики. Так стриглись те, кто ничего не хотел укладывать и року предпочитал старый-добрый КСП.
Теперь примемся за Грейс Джонс. Тем, кто не в курсе ее великолепия, советую по-бырику посмотреть этот клип с ее участием
Click to view
Кстати, свою фирменную фразу I´ve seen that face before она произносит в сцене приема у Зорина, имея в виду Бонда.
То, во что одета Грейс на протяжении всего фильма, можно назвать мечтой Славы Зайцева. Он продолжал штамповать похожие силуэты вплоть до начала 90-х (тогда умонастроения публики резко переменились, и он выглядел смешно со своими красными пальто в форме треугольника). Но в середине 80-х струящиеся ткани, умно обнажающие то одну, то другую накачанную мышцу Грейс смотрелись зачетно.
Первый костюм Мейдей (так зовут ее героиню) - причудливое сочетние алых тряпок, увенчанное высоким клобуком с кисточкой. Смотрится церковно до тех пор, пока девушка не начинает усмирять лошадь. Головной убор теряется, и мы видим, что тряпки намертво пристегнуты к волосам Грейс - эдакий не спадающий ни при каких обстоятельствах капюшон. Этот прием будет применен еще не раз в течение фильма. Хорошо иметь такую плотную мочалку на голове.
Второй костюм Мейдей - супергеройский. Она пытается убить Бонда на Эйфелевой башне, изящно перемещаясь по опорам и демонстрируя все аспекты своего туалета. В этой сцене она смотрится очень по-арабски. Рукав «летучая мышь» раздувается, когда она прыгает с башни вниз (спокойно, у девушки есть еще и парашют).
На приеме Мейдей сначала показывает нам куртку, за которую можно было убить году в 1986-м, затем снимает ее, оставшись в очередном хомуте-капюшоне (забыла сказать, что широкие, сшитые по концам полоски трикотажа назывались хомутами; они либо служили горлом свитера, либо жили сами по себе). Мочалка на голове уложена рожками (так нам намекают на то, что Мейдей нехорошая девчонка), а на спине неожиданно обнаруживается открытое пространство с двумя узкими драпировками. Да, есть фасоны, над которыми не властны времена и моды.
Дальше мы видим спортивное трико Мейдей с очень высокими вырезами. Как у Джейн Фонды, только еще круче. Потом мы вспоминаем, что и Джейн, и Линичук, и Сабитова (в России тоже была своя официальная аэробика, по телевизору, да, по первому каналу) под трико поддевали леггинсы. Макияж Мейдей тоже заслуживает внимания: тени у нее всегда красные, а нижняя губа по центру накрашена более яркой помадой, чем верхняя.
Халатик чрезвычайно объемный и многослойный, но на спине снова дыра. Для красоты.
Конечно же, Грейс в одной из сцен появляется в псевдо-военной фуражке - надо же как-то поддержать образ, разработанный ею для гей-клубов, в которых она выступала и через которые обрела свою изначальную известность.
В фильме у Мейдей несколько курток мечты. Одна из них имеет ажурные рукава. Этот прием будет основательно разработан турецкой промышленностью лет через пять и осчастливит отечественный рынок (Рижский). Широкие браслеты, как бы созданные из десятка тонких, тоже появятся у нас, как только будет официально разрешена тусовка умельцев в Измайловском парке.
С деловым костюмом, который пытались воссоздать десятки отечественных производителей (в момент перестройки называвшихся кооператорами), не сложилось. Скорее всего, из-за различий пропорций ямайской двухметровой девахи и русской женщины 48 размера.
Разумеется, у Мейдей в фильме есть блондинистая альтернатива, Таня Робертс, хлоп-хлоп ресничками, премия «Золотая малина» 1986 года за худшую женскую роль подружки Бонда. Для Тани в фильме просто не осталось воздуха, хотя у нее были все задатки порно-звезды. Даже костюмов нормальных бедняжке не досталось - она всю дорогу ходит в чем-то невыразительном, лишь однажды ей достается хорошее платье с перекрещенными лямками, но при внимательном просмотре оказывается, что такое же, но еще более элегантное, дали женщине из массовки.
У блонды есть соответствующий ей барби-домик с множеством уютных вещей. На первом фото Бонд корчит рожи на девичьей кухне. С нее в русский быт не попали ни печка Aga, ни медная утварь, зато растение «фонарик» прижилось у нас как родное.
Напоследок надо отметить, что в фильме «Вид на убийство» Бонду выдано значительно количество дорожных сумок и чемоданов LV. В данной сцене они исполняют комическую роль (их слишком много для одного человека). Скорее всего, этот эпизод - реакция съемочной группы на список вещей, который Луи Виттон поставил в качестве продакт-плейсмента. Десять баулов? Да легко. Пихай их в один кадр.
1987 - The Living Daylights
Кончилась эра Роджера Мура, наступил недолгий век Тимоти Далтона, зеленоглазого плейбоя с удивительной ямочкой на подбородке. Всего два года прошло с момента выхода A View To A Kill, а как волной вымыло из бондианы шик и блеск. Где рекламные товары? Где бренды и гаджеты? Где мода?
Нету их.
Бонд больше не шатается по чужим спальням. Он даже с Манипенни не кокетничает, будучи полностью поглощен словацкой виолончелисткой, в некоторых ракурсах имеющей сходство с Настасьей Кински. Даже стрижка у девушки та же, что у героини фильма «Париж Техас». В реальной жизни ее зовут Мэриам д’Або, в фильме - Кара Милови. На сцене она выступает в простой белой блузе с рукавом «летучая мышь», по улицам ходит в плаще-халате, черных колготках и черных лодочках на скошенном каблуке. Так в те времена рассекали все приличные девочки, даже отечественные (к нам халаты просочились из соцлагеря, они были чешского, польского и венгерского производства). Красоты в таких плащах было немного. Во втором ряду справа мы видим, что делает с их геометрией даже небольшая сумка на плече.
Попав в настоящую заграницу, Кара в бутике при отеле выбирает самую страшную вещь. Которая так же оказывается халатом - до полу, увешанным блестяшками. Серебряный меандр (орнамент в виде волны) позволяет предположить, что это Версаче.
Дальше в фильме много стрельбы и ноль гламура. Переходим к следующему шедевру.
1989 - Licence To Kill
Здесь у Бонда целых две девушки, с характерами и чувствами, одна белая, другая цветная, Одетта и Одиллия. Они знают друг о друге и соперничают, Бонд быстро бегает туда-сюда и, как ни странно, умудряется еще и работать.
Белая девушка в исполнении американской актрисы Кэри Лоуэлл, нынешней жены Ричарда Гира, демонстрирует очень интеллигентный гардероб. Парочка идеально сидящих слаксов, таких широких, что невольно вспоминаешь Марлен Дитрих. Широкие простые белые блузы. Опять же пара платьев неопределенного натурального цвета: одно - трикотажное с запАхом в духе Дианы фон Фюрстенберг, другое - с заниженной талией (этот фасон хитовал в России с конца 80-х до конца 90-х, абсолютно не надоедая и выгодно подчеркивая даже самые невыигрышные фигуры). Есть в ее гардеробе и деловое платье с белыми пуговицами. На таких уродцах сделает свои капиталы несуществующий модельер Том Клайм. Прическа Кэри, в нашем отечестве называемая «гарсон», достойна отдельной медитации: во многом благодаря героине Licence To Kill, ее стали заказывать романтические особы, а тип девушки-мальчика стал считаться сексуальным даже в самых народных кругах. Да, тот самый народ не смотрел «На последнем дыхании» Годара и «Ребенка Розмари» Полански, а если и смотрел последнего, не понял, кого там можно хотеть.
Со скромной модой разобрались, теперь о вульгарной. В казино все женщины одеты в блестящее. Количество платьев с люрексом в этом фильме зашкаливает. В него наряжают даже нашу девочку с мальчишеской стрижкой. Ее соперница, мексиканская дива, ходит в туалетах, достойных кино 50-х. Самое важное ее платье - алое гипюровое в пол, причем помада по тону не совпадает с платьем (то ли красили при другом освещении, то ли хотели показать мексиканский лоходром).
Также в Licence To Kill пытаются рекламировать целомудренные шелковые пижамы - черные для мальчиков, белые для девочек.
Тема лоходрома раскрывается полнее в интерьерах. И снова дизайн принадлежит плохишам, и какой дизайн! От такой скульптуры не отказался бы ни один московский ресторан, в него просто ходили бы смотреть на нее. Да и остальные детали шепчут что-то на тему парка Гуэль, присыпанного снегом. Или коксом (ведь фильм - о наркокартеле). Художники хотели добиться комического эффекта, а добились того, что каждый второй русский дизайнер до сих пор несет заказчику нечто подобное. Заказчик, как просвещенный человек, смотревший всех бондов, вестимо, принимает.
Последние два кадра изображают институт медитации, через который наркокартель отмывает деньги. Нешуточный наезд на мистику и продажных гуру читается однозначно, но архитектурные решения Олимпатэк, кажется, послужили ряду создателей парков для малышни. К примеру, недалеко от моего дома есть Дом детского творчества. Вы даже не представляете, до какой степени он похож на этот институт.
На этом история Бонда-Тимоти Далтона заканчивается. А зря. Он был увлекательным Мистером Рочестером в сериале «Джейн Эйр» и очень нежным Бондом. Опять же, ямочка. На прощание можно еще раз сравнить девушек и отметить молодого Бенисио дель Торо, который играет здесь крайне борзого негодяя.
Предыдущие части исследования бондианы:
Первая.
Вторая.
Третья А также
сумки и кошельки, в которых новые девушки Бонда прятали бы оружие и драгоценности