Довольно часто говорится о том, что общественный транспорт в российских городах неэффективен. Мы решили посчитать "в попугаях" насколько он на самом деле неэффективен.
Возьмём маршруты основного вида общественного транспорта Томска - маршрутных такси и второго по популярности - троллейбусов.
Всего в нашем городе 32 маршрута маршрутных такси (общая протяженность 490 км), 7 маршрутов троллейбусов (общая протяженность 90,5 км) и 4 маршрута трамваев (30 км). Итого 609 км. При этом общая длина дорог, по которым проходят эти маршруты составляет 118,6 км. Получается, по каждому участку города в среднем проходит более 5 маршрутов.
Сколько нужно единиц транспорта чтобы обеспечить указанный в договоре интервал по всем этим маршрутам. Понятно что в реальной жизни интервалы не соблюдаются, а автобусы уходят с линии раньше положенного времени. Но тем не менее, именно эти параметры прописаны в договорах, а значит именно так должна выглядеть система общественного транспорта нашего города, по мнению тех кто их заключал.
Согласно
данным о маршрутах, в часы пик одновременно на маршрутах должно находиться не менее 689 пазиков, 64 троллейбуса и 40 трамваев.
Всего за один день пазики должны наезжать 138,995 км, троллейбусы 11,890 км, а трамваи 5,453 км. В реальности эти цифры само собой ниже, так как не все графики испольняются на 100%, но именно по таким параметрам должен работать общественный транспорт в Томске.
В общей сложности в день водители пазиков проработают 6866 часов, водители троллейбусов 727 часов, трамваев 396 часов.
Итого 156 тыс. км в день, 7989 человекочасов работы водителей и 793 единицы техники.
Запомним эти цифры. Теперь обратимся к остановкам.
Вот карта пешеходной доступности остановок общественного транспорта Томска. Круги нарисованы радиусом 500 м (предел пешеходной доступности). Видно, что во многих местах остановки расположены очень часто, кое-где одну и ту же территорию "обслуживает" по 4 остановки.
Теперь попробуем немного оптимизировать маршрутную сеть города.
Сделаем нашу маршрутную сеть двухуровневой. Первый уровень: скоростной каркас, магистральный транспорт, проходящий по выделенной полосе и имеющий большую провозную способность.
Общая протяженность первого контура составила 47,5 км.
Вот как обстоят дела с пешеходной доступностью остановок:
Видно, что не весь город попадает в сферу обслуживания скоростного каркаса. Поэтому нужно организовать подвозные маршруты. В данном случае в виде круговых, маршрутов. Просто для наглядности, без претензий на глубокую проработку.
Так как этот контур имеет меньшую скорость движения и большие интервалы, остановки нужно располагать чаще, исходя из меньшей пешеходной доступности.
Совмещаем первый и второй контур:
Получаем охват почти всего города.
Каковы будут параметры этой маршрутной сети?
Общая длина первого контура - 47,5 км, второго контура - 95,8 км. Итого 143,3 км ( по сравнению с 609 км сегодня). "Коэффициент дублирования" маршрутов чуть больше единицы. В общей сложности 15 маршрутов, против 43 сегодня.
Общий дневной пробег подвозящих маршрутов при среднем интервале в 7 минут - чуть более 12,3 тыс. км (по сравнению со 114 тыс, которые наматывают пазики сегодня). На которые будет затрачено 1230 человекочасов водителей (по сравнению с 5861 сегодня). Для этого потребуется 82 автобуса (550 сегодня)
Магистральные маршруты будут проезжать 17700 км в день (при среднем интервале в 3 минуты). Для этого понадобится 1416 человекочасов и 95 трамваев.
Итого в целом по всей маршрутной сети 30.000 км дневного пробега, 2537 человекочасов работы водителей и 177 единиц техники.
Против 156 тыс. км в день, 7989 человекочасов работы водителей и 793 единицы техники сегодня.
И это при таком же покрытии города.
Что такое разница в 5452 человекочаса? Это 474 рабочих смены по 11,5 часов. При средней зарплате в 25 тыс руб/мес это 592 тыс рублей дополнительных расходов в день на зарплаты водителей (+60% отчислений в негосуд. фонды и налоги - еще 355,5 тыс руб) или 345 млн. дополнительных расходов в год.
Разница в 126 тыс км в день это 55,5 тыс. литров пропан-бутана
при расходе 44 литра на сотню. При цене за литр в 15 руб. это 831 тыс. в день или 303 миллиона рублей в год.
Обслуживать и ремонтировать 177 единиц техники и 793 единицы - тоже две большие разницы.
В общей сложности экономия только на топливе и труде водителей может достигать более 648 млн рублей в год, которые закладываются в тарифы. Это 13 новых низкопольных трамваев
АКСМ-849, или 6,5 км модернизированных трамвайных путей (при цене 100 млн/км). На сэкономленные за 10 лет средства можно полностью модернизировать подвижной состав современными автобусами и трамваями, плюс реконструировать трамвайные пути и построить новые.
Глядя на эти цифры можно дать ответ на вопрос: "эффективна ли маршрутная сеть общественного транспорта города Томска".