"История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков"
(В.О.Ключевский)
«Капитанская дочка» произвела на меня в детстве большое впечатление, это был так называемый «разрыв шаблона». Преподавание литературы и истории в советской школе было частью идеологической обработки детей, любое произведение рассматривалось и преподносилось с точки зрения коммунистического, пролетарского контекста.
Исходя из тех принципов - вождь народного восстания - герой, а пособник царизма-империализма - враг! Было очень удобно: вот черное, вот белое, не нужно было сильно раздумывать над выбором. Сразу понятно, если ты за красных, за народ, то ты свой; если за царя, буржуев - предатель, чужой. Мне, кстати, в последнее время стало казаться, что подобную схему стали снова применять в наших официальных СМИ, свой-чужой, герой-предатель, за народ - против народа. Очень опасная тактика, ничем хорошим это, как правило, не заканчивается.
В "Капитанской дочке" все вдруг стало для меня наоборот - вождь народной был злой, жестокий и если проявлял жалость, то только ради личной корысти и выгоды, а офицеры проявляли честь, достоинство, патриотизм, верность долгу и присяге.
Тогда в 7 классе, я впервые задумался о том, что в этой жизни не все черное и белое, что все, возможно, гораздо сложнее, что выбор нам придется делать самим, отстаивая свои ценности каждый день, в первую очередь перед самими собой. Я не буду пересказывать содержание "Капитанской дочки", но еще раз подчеркну, что это очень важное произведение о том самом высоком моральном выборе, и очень важно, чтобы дети внимательно читали его, а учителя были готовы помочь им, показывая и раскрывая это произведение с разных сторон.
Меня всегда удивляли судьбы таких пассионариев, как Пугачев. Я часто задавался вопросом, как беглый, не очень физически здоровый казак, смог подчинить себе огромное количество людей, завоевать почти треть территории Российской империи, создать обстановку, в которой регулярная, хорошо обученная армия не справлялась с его военной тактикой. В войне против безграмотного солдата принимали участие все высшие военные чины империи, включая самого графа Александра Васильевича Суворова. Все, что происходило тогда, очень напоминает развитие событий в настоящий момент, и нам сегодня очень важно точно представлять ход и развитие тех событий. Это как посмотреть в конец книги, чтобы узнать, чем все закончится.
Для этого я приведу тут цитату из нашей книги "Век Просвещения", где есть большая и подробная статья о восстании Пугачева, которая, возможно, отвечает на некоторые вопросы, заданные выше:
"Огромное восстание было, в сущности, недолгим, его темпы не очень характерны для того медленного века. За полгода до взрыва сам Пугачев еще не видел в себе Петра III.
17 сентября 1773 года у него 70 человек; 18-го к вечеру уже 200 сторонников, на другой день 400.
5 октября он начинает осаду Оренбурга с 2,5 тысячи.
Зима с 1773-го на 1774-й: разгром нескольких правительственных армий; Пугачев во главе 10 тысяч.
22 марта 1774 года - первое поражение под Татищевой; в Петербурге торжествуют - конец самозванцу!
Весна - начало лета 1774-го: «Петр III» снова в силе, на уральских заводах.
Июль 1774 года - разгром Казани.
Июль - август: переход на правый берег Волги, устрашающий рейд от Казани до Царицына, через главные закрепощенные области.
Сентябрь 1774-го: спасаясь от наседающих правительственных войск, поредевшие отряды Пугачева возвращаются туда, откуда начали,- на Южный Урал.
14 сентября 1774 года сообщники решают его выдать. Пугачев кричит: «Кого вы вяжете? Ведь если я вам ничего не сделаю, то сын мой, Павел Петрович, ни одного человека из вас живым не оставит».
При этих словах изменники испугались, замешкались: они вроде бы хорошо понимают, что настоящий Павел Петрович не будет мстить за Пугачева; понимают, но все-таки допускают: а вдруг Пугачев царское слово знает!..
Потом они все же схватили своего царя... А всего, от того дня, как объявил себя Петром III, до последнего дня на воле - 362 дня.
Пока шли победы, вера в крестьянского царя укреплялась, с поражениями слабела, но, как известно, совсем никогда не выветрилась..."
Вот так в цифрах и фактах выглядит это восстание. На мой взгляд, финал подобной смуты всегда почти одинаков. Я очень хочу пожелать всем (а особенно тем, кто сейчас принимает исторические решения, влияющие на судьбы людей) читать больше классической литературы, ибо в этом мире все уже происходило.
Нужно учить уроки истории!