Лучшие друзья деточек - это КРАКОЗЯ-А-БРЫ

Oct 22, 2013 15:49



Наверняка хоть раз с вами такое бывало: приносите вы книгу домой, в предвкушении показываете ее ребенку, а он… а он не реагирует! Или даже прямо говорит «мне как-то не нравится». Или вежливо пролистывает, но заинтересованности не проявляет. А вроде бы книга яркая, красивая - и в рецензии вы читали, что картинки увлекательные. А бывает и наоборот: книга кажется вам просто ужасной, а ребенок к ней прикипел, ест с ней, гуляет, ходит в детский сад, а на ночь прячет под подушку, хотя картинки в ней аляповаты или просто страшны на ваш вкус.

Рассказывает Даша, мама пятилетнего Тимофея:


«Если честно, когда я впервые увидела книгу Тюлле - я пришла в ужас. Познакомились мы с его серией таким образом: пока я зазевалась у стойки с журналами, Тимофей решительно цапнул книжку и понес ее на кассу. Я попыталась уговорить оставить ее - какие-то невнятные каракули, разбросанные по белым страницам...





...Но Тимоша был неумолим, книжку пришлось купить. Играл он в нее бесконечно, а со временем я присмотрелась к картинкам и поняла - да это же детские рисунки, так же прорисованы детали, художник воспринимает мир как ребенок»

Тимофей не одинок в своих предпочтениях: книги французского художника и дизайнера изданы огромным тиражом во многих странах, да и в российских книжных на полках не залеживаются. Продавцы одного из самых известных книжных магазинов «Москва» говорят, что книги Тюлле у них всегда наготове и лежат, что называется, «на постоянной выкладке» - уж очень быстро они расходятся.




Как знакомить детей с книжными иллюстрациями? В методическом пособии для воспитателя детского сада советуют «вначале надо постараться вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции». Что означают эти сухие слова? Да просто посмотрите с ребенком на картинку - и поговорите о том, что он видит и чувствует. Малыш совершенно не обязан «давать эмоциональный отклик» словами, он может улыбнуться (или испугаться), кивнуть или показать свою реакцию жестом.



Какая тут Тося-Бося? Радостная? Или она чего-то побаивается? Или уже засыпает? Прочитайте малышу текст - правда, художнику удалось показать, как выглядит тревога?



А пират Жорж - он злой и страшный (ведь пираты обычно именно такие)? Или он добрый и грустный?



Какая мама здесь? Нежная или строгая? Или веселая? Или задумчивая? Даже неговорящий малыш видит здесь нежность и радость, ну а ребенок постарше сможет объяснить словами эмоцию, нарисованную на картинке.

Иллюстрация для ребенка гораздо важнее, чем текст, ведь изначально он выбирает книги именно «по картинкам». Для взрослых иллюстрации - скорее приятное дополнение к содержанию текста, но дети часто даже не могут понять, о чем речь в книге, если не видят зримого отображения сюжета. Совсем маленькие дети больше всего обращают внимание на форму и цвета, а композиция и сюжет иллюстрации для них вторичны. Есть и другие особенности: например, малыши не сразу понимают, как работают правило перспективы и воспринимают «уменьшенные» для указания на расстояние предметы на рисунке как маленькие в действительности. В педагогике есть специальное понятие - «узнаваемый образ», малышу очень важно сопоставить предмет в реальности и на картинке. Поэтому реалистичные картинки ребенку более понятны и близки, чем изображения со сложными художественными приемами (специальными затемнениями, нарушениями формы и перспективы).

После трех лет стоит обратить особое внимание на детали: ребенок учится быть внимательным, подмечать самые микроскопические подробности изображения и может подолгу рассматривать картинку в книге. Попробуйте вместе как следует рассмотреть иллюстрацию со множеством мелких персонажей, можно даже придумать свою историю для них. Читайте медленно - пусть ребенок успеет найти то, о чем говорится в тексте. Наступило время обсуждения художественных приемов в иллюстрации (конечно, понятным малышу языком). Какие краски ему нравятся? Какие цвета художник использует, чтобы показать грусть или радость, когда картинка пугает? Малыш постепенно учится воспринимать сюжет повествования, и выстраивается он именно вокруг иллюстраций к тексту, и тут нужно помочь ребенку связать слово и образ. Именно из-за связки между зрительным образом и текстом такой оглушительный успех имеют почти все книги по мультфильмам, любой ребенок - консерватор по своей природе и с радостью увидит знакомого персонажа на книжных страницах. И тут можно обсудить, насколько разными бывают образы к текстам (и о том, что Золушку придумал не Уолт Дисней, а вовсе даже Шарль Перро). Обсудите с ребенком, а как он себе представляет Золушку?




Когда ребенок подрастет - наступит время для чтения текстов с более сложными иллюстрациями, многие из которых сами являются художественным произведением. Не зря многие известные и даже великие художники с радостью занимались оформлением детских книжек - дети благодарная, хоть и взыскательная публика. Не забывайте, что дети считывают эмоции родителя и смотрят не только на картинку, но и на вас.

Задумайтесь на мгновение, почувствуйте - а что думаете о книжных иллюстрациях вы? Они вас трогают, задевают, нравятся в конце концов? Выбирая книги, старайтесь, чтобы картинки нравились и вам, и ребенку. А если малышу новая книга не пришлась по вкусу - не беда, нужно немного подождать. В разном возрасте детям нравятся разные изображения, и очень интересно смотреть, как меняется художественный вкус вашего ребенка (и, разумеется, помогать его формировать).
Previous post Next post
Up