Итак, второй день выставки. Как и вчера, встречи идут одна за другой, очень плотное расписание. Сегодня встречались с нашими большими французскими друзьями-партнерами Nathan, Bayard, Playback и еще многими другими.
Но сначала несколько слов для тех, кто не очень себе представляет, что (извините за каламбур) из себя представляет Международная ярмарка детской книги в Болонье. А сказать тут есть о чем, потому что она действительно отличается от тех выставок-ярмарок, которые обычно проходят в Москве, да и в России. Во-первых, тут вообще нет простых посетителей - все посетители - это издатели или те, кто имеет профессиональное отношение: агенты, продавцы, художники, авторы, полиграфисты. Болонья - это выставка идей, проектов. Тут продают и покупают права на выпуск книг, договариваются о совместном размещении заказов на типографиях (для экономии в цене на издании при большом заказе) и т.п.
Во-вторых, тут ничего не продают в розницу - все экземпляры на стендах предназначены для демонстрации. Как это происходит? Во время переговоров отбираешь книги, которые нравятся, и договариваешься с издателем, чтобы их прислали в твой офис для окончательного принятия решения. Максимум, что предлагают участникам (и это правильно) - каталог, да и то, в последнее время, его присылают в электронном виде, чтобы было удобней. Ну, и в-третьих, тут очень удобно, красиво, чисто, и, что важно, очень хорошо организовано. Работают кафе, рестораны, на любой бюджет. Хочешь - пиццу на вынос, хочешь - ресторан почти высокой кухни с прекрасным выбором вин. Все зависит от потребностей. Есть wi-fi, правда, если хочешь пользоваться им на всей территории выставки, он платный, но есть несколько место (i-clouds), где доступ абсолютно свободный.
В общем, оказываясь в атмосфере Болоньи, сразу понимаешь, для кого эта выставка, кому она нужна, понятен смысл. И это то, что отличает формат российских выставок, когда нельзя точно сказать, что это - место для продаж или среда для профессиональной работы. Какой-то винегрет, все сразу и ничего специального. Для профессионалов все-таки нужна особая организация.
Как обещал, сфотографировал Российский стенд, он и сегодня мне понравился. Кстати, встретил на стенде прекрасную женщину - Марию Веденяпину, генерального директора Российской Государственной Библиотеки. Отношусь к ней с глубоким уважением и почтением. А вообще, на российском стенде много народа, но почти никого не узнал, сидят общаются.
Сегодня вечером наши партнеры, английское издательство Phaidon, пригласило нас на ужин с
Эрве Тюлле, которого я не видел с декабря. Он приезжал как специальный гость на выставку Non-fiction, произвел на всех нас какое-то особенно яркое впечатление и приобрел немыслимое число поклонников. Так вот, сегодня предстоит интересная встреча с ним и другими партнерами, которые выпускают книги Тюлле по всему миру.
А вот еще одна наша героиня -
Кокеши. Очень популярный сейчас в Европе бренд. Не пропустите :)
Любопытный вывод сделал из разговоров с англичанами, бельгийцами, французами и итальянцами. С одной стороны, проблемы у всех одинаковые - обсуждали проблемы падения рынков, влияние электронных книг на будущее издательств. С другой, когда я говорил, что по данным Роспечати, книжный рынок в России упал на 30% за период с 2008 по 2012 гг., все были в шоке. Западные рынки хоть и снижаются, но речь идет о 2-8%. В среднем в прошлом году Европа потеряла около 5%, и то, как они говорят, это первый такой плохой год. В электронных книгах никто пока будущего не видит, точнее, будущее видят, а денег нет. Один из директоров Mandadori (итальянское издательство № 1, около 40%итальянского рынка) сказал, что они продали около 2 млн копий книг в электронном виде в прошлом году, но доход от них - около 2% от общей выручки. Так, что посовещавшись, мы все решили, что твердые книги это, все же навсегда, а рынок скоро выпрямится, потому как куда ж ему деваться))).
Продолжение следует.
Ваш Александр Альперович