На сайте РИА "Новости" вычитала я сегодня душевнейшую новость:
16 марта Госкомиссия по радиочастотам рассмотрит вопрос об установке в театрах, музеях и концертных залах Москвы генераторов шума или блокираторов радиосигналов, т.е. глушилок для мобильных.
Судя по представленной далее подборке мини-интервью, эту инициативу поддерживает, хотя иногда и с оговорками, большинство руководителей объектов культуры. Их позицию, безусловно, и понимаю, и принимаю. Действительно, долго судорожно роющаяся в верещащей сумочке женщина может сорвать спектакль или концерт. Это так. Сильное раздражение вызовет посетитель выставки, который вдруг станет посреди экспозиции и начнет громко обсуждать деловые вопросы или предстоящую вечеринку. Это тоже так.
Но. Почему-то мне кажется, что имеющую место быть проблему перекрутили, как жгут, и представили миру искаженной. Как говорится, не ноги тренировать надо, а память и речь. Не отрубать внаглую важнейшее средство индивидуальной связи, а воспитывать уважение к арт-действу. Нужно мягко, но упрямо, пусть даже занудно-многократно напоминать о необходимости отключить звуковые сигналы мобильных. Не выключить их - телефоны - вообще, а поставить на беззвучный режим.
Между прочим, даже в такой малости можно воплотить некую запоминающуюся забавность. Знаете, почему в любимом моем "Сатириконе" зрители не просто выслушивают, а слышат обращенные к ним слова К.А. Райкина о мобильных? Да потому, что из динамика доносится примерно такой по своему построению текст: "Мы очень просим отключить звук ваших телефонов... Молодой человек в пятом ряду! Вижу, вы еще не успели нажать нужные кнопки... Сударыня! Да-да-да, я именно вам!... И в самый последний раз для самых опоздавших к началу нашего разговора повторяю...". Результат - отличное настроение зрителей, их благожелательность и ни одного ненужного сигнала во время спектакля. И никакого насилия.
Ребята, это же естесственно: пришел в зрительный зал, сел в кресло - и тут же перевел телефон в беззвучный или виброрежим. У тех, кто часто ходит в кино, театры и т.д. такая модель поведения закрепляется на уровне рефлекса. Ситуации могут быть разные, и звонки-смс могут быть разные, в том числе о большой радости или о неожиданной беде. Для многих, для меня самой в том числе, крайне важно быть на связи всегда. Из-за этого я должна отказаться от уже ставшей важной частью жизни привычки к посещению музеев и театров?
Кстати, о музеях. Интересно, только мне зверски мешают в той же Третьяковке туристические группы? Никому и никогда не приходилось переходить из одного зала в другой из-за громкого, мешающего сосредоточится голоса гида, а то и двух, да еще и разноязыких? А почему бы не запретить подобные экскурсии и не снабдить всех посетителей плеерами с записями и наушниками?
Еще дополнение. Если в театре или кино к зрительским местам подвести электричество, то можно будет эффективно бороться с храпом. Он тоже в определенных ситуациях может сорвать сценическое действо и вообще бесит и смешит соседей.
В общем, даже смайлики ставить не хочется. Обидно и неприятно. Обидно за то, что тебя заведомо записали в невежи. Неприятно, что вблизи от высокого, академического, серьезного искусства все большее место занимают идеи-кувалды.