О монументальной пропаганде ИГ

Apr 30, 2017 09:19

О чем сразу думается, глядя на такой заголовок? Неправильно думается. То самое ИГ, которое сейчас у всех на слуху - это террористическая организация, запрещенная в России, следовательно, ни о какой монументальной пропаганде в его адрес в нашей стране и речи идти не может. А вот памятники Ивану Грозному, имя которого уже которое поколение студентов в конспектах лекций сокращает до "ИГ", растут в российских городах как грибы в дождливый сезон. Орел, Александров, теперь вот Руза. В Орле стоит, в Александрове кем-то куда-то попячен, в Рузе обсуждается. Так сказать, нынешние патриоты исправляют ошибку своих предшественников, не включивших царя-маньяка в число тех, кто достоин быть запечатленным в памятнике тысячелетию России. И тем значимее звучат голоса крупнейших историков-медиевистов, несколько дней назад обратившихся к губернатору Московской области А.Воробьеву с открытым письмом о недопустимости монументального прославления венценосного массового убийцы.

В адрес губернатора Московской области Андрея Воробьева направлено коллективное письмо известных историков, специалистов по русскому Средневековью с просьбой дать оценку резонансной ситуации с проектом возведения памятника Ивану Грозному в Рузе, «чреватой дискредитацией исполнительной власти и общественным конфликтом».

Письмо подписали член-корреспондент РАН С.М. Каштанов, член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря, член-корреспондент РАН Ф.Б. Успенский, доктора исторических наук А.Л. Хорошкевич, В.А. Кучкин, А.Л. Юрганов, И.В. Курукин, А.А. Горский, В.Н. Козляков, А.А. Севастьянова, Г.Н. Ульянова, Т.А. Лаптева, А.Б. Мазуров, Я.В. Леонтьев, А.А. Селин, К.Ю. Ерусалимский, кандидаты исторических наук Б.Н. Морозов, Е.В. Пчелов, С.Ю. Шокарев, заместитель директора РГАДА Ю.М. Эскин и другие.

Ученые, подписавшие письмо (в первую очередь, С.М. Каштанов, А.Л. Хорошкевич, Б.Н. Флоря), являются классиками в историографии эпохи Ивана Грозного, работающими над этими проблемами, начиная с 1950-х гг.

В письме ученых содержится отрицательная оценка правления Ивана Грозного и его результатов:

«Исследования специалистов свидетельствуют, что Иван Грозный проводил политику государственного террора, известную как опричнина. В период с 1565 г. по 1572 г. были жестоко казнены несколько тысяч людей, уничтожены лучшие представители боярства, дворянства и приказных людей. Во время опричного похода на Новгород были убиты по оценкам разных историков от 2 до 15 тысяч человек. Репрессиям подверглось и духовенство - митрополит Филипп был низложен, а затем тайно убит, архимандрит Псково-Печерского монастыря Корнилий, другие монахи и священники казнены. Еще в XVII в. злодеяния Ивана Грозного была осуждены (и осуждаются поныне) Русской Православной Церковью, причислившей митрополита Филиппа к лику святых в чине мучеников.

Успехи во внешней политике (присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств) сменились во второй половине царствования Ивана Грозного катастрофическими провалами - крымские татары сожгли Москву, была проиграна Ливонская война, длившаяся 25 лет.

В конце правления Иван Грозный привел страну к глубокому экономическому и социальному кризису, итогом которого стала гражданская война начала XVII века, известная как Смутное время».

В заключение историки утверждают, что «этот деятель отечественной истории не достоин памятника, поскольку памятники устанавливают светлым, а не темным историческим личностям».

По мнению ученых «установление такого памятника явится одобрением методов управления Ивана Грозного, основанных на кровавом терроре, что абсолютно недопустимо».

Напомним, что идея установления памятника Ивану Грозному в Рузе возникла в феврале этого года и вызвала резкую реакцию жителей Рузы, также направивших письма с протестом против установки памятника в Администрацию Рузского муниципального района, в районный Совет депутатов и губернатору Московской области.

Решение об установке памятника руководством Администрации Рузского района и Советом депутатов пока не принято.

Источник: журнал "Подмосковье"

В этом контексте единственным честным памятником ИГ представляется окровавленный кол, поставленный в Канске Владиславом Гультяевым. Можно еще предложить плаху, перед которой брошены равноценные для палача собачья и человечья головы, а к боковой стороне прислонена метла (и дать композиции маркировку "18+").

P.S. Личное. Для меня особой ценностью является подпись под этим документом Сергея Михайловича Каштанова, моего учителя и самого дорогого друга. В общей ситуации кафкианского со сценарию и эпидемического по распространенности псевдопатриотизма, в рамках которого потенциальными жертвами превозносится персонифицированная идея государственного насилия, а несогласные с этим рискуют подвергнуться преследованию, для подобного шага надо иметь и смелость, и кураж, и... В общем, для этого надо быть SK.

История, Заметки, Подмосковье

Previous post Next post
Up