По теме последних новостей об Исаакиевском соборе имею заметить следующее.
Губернатор Полтавченко своим решением о передаче ИС в ведение РПЦ, сам того не заметив, включил свою не самую заметную фигуру в мощный историко-культурный контекст.
Во-первых, нельзя не увидеть параллели между рассматриваемой ситуацией и одним из наиболее значимых, "программных" эпизодов жития св. Исаакия Далматского. Тогда, в IV веке н.э., на религиозную недвижимость покусились еретики-ариане, сейчас - еретики-музейщики, и св. Исаакий требовал от императора Валента открыть константинопольские храмы для оставшихся верными православию прихожан (подробнее см.
тут).
Во-вторых, при любых размышлениях о современных политических и деловых коллизиях Санкт-Петербурга волей-неволей вспоминается новейший кино-образ этого города как "бандитского Петербурга", где все мало-мальски важные события корнями своими уходят в криминальную среду. И тут уже всплывает еще один смысловой пласт - замаливание грехов ворами, убийцами, мздоимцами и прочими несимпатичными и закононепослушными личностями путем дарения Церкви чего-нибудь существенного. Но если из толщи веков на нас смотрят разбойники, которые, раскаявшись, отдали вере самих себя, а не материальные ценности (например,
мч. Варвар Луканский или
прп. Давид Ермопольский), то криминальные и чиновничьи негодяи постсоветской эпохи предпочитают разоваривать с религиозными организациями и Всевышним на привычном языке, т.е. банально откупаться. Дабы не подпасть под статью, имена подобных "ктиторов" перечислять не стану - ведь даже за перепост или ссылку на открытые источники теперь можно реально так сесть, - но Интернет надежно хранит и подобную информацию, достаточно не полениться и погуглить. Так вот, теперь в череде святых и/или благородных разбойников соработников Церкви появляется еще одно лицо - Г.С. Полтавченко, эсквайр. Гомер, Мильтон и Паниковский питерского разлива, да.
Ну, и в-третьих, благочестивый за бюджетный счет губернатор в обозримом будущем вполне может попасть под сравнение с синодальными чиновниками и министерскими и придворными деятелями рубежа XIX-XX века, чьи помпезные, дорогостоящие, а иногда и просто лживые проекты своими неискренностью и злоупотреблениями привели к чудовищному кризису православия. Ведь как показывает история, любое сращивание религиозной общественной структуры с бюрократической машиной государства в итоге приводит только к росту протестных движений, расколу и болезненному возвращению к более чистой, более или менее евангельской церкви. Хорошо бы при этом совсем пропустить фазу, лаконично и емко обозначенную в приписываемом А.С. Пушкину стихотворении "Мы добрых граждан позабавим...", чего всем и желаю.