Еще одна отрубленная голова (специально для
koukhto).
Дирк Боутс, "Справедливость императора Оттона", левая панель, фрагмент. Здесь, в отличии от Юдифи и Саломеи, дама не только сама непричастна к убийству, но ищет справедливости и восстановления честного имени супруга, ставшего жертвой козней императрицы.
(
Read more... )
В нашем любимом пятнадцатом веке считалось, что залы ратуш, где состоится суд, должны быть украшены картинами напоминающим судьям о долге судить праведно. Как утверждает приведенная мной цитата "увиденное заставляет задуматься, и это несомненно истинно". Цитата эта взята из rechtsboek (кодекс, свод городских норм) городка Ден Брил или Брилле в южной Голландии. Аналогичная книга сохранились например в Лире.
Подобные морализаторские изображения принято называть exemplum iustitiae.
Классический пример подобного изображения - Страшный Суд. Достаточно большой популярностью пользовались и "исторические" примеры правосудия: Траян, Камбиз, Херкенбальд, Оттон. Историю Оттона Вы знаете.
Вот как описывает историю Траяна святой Григорий (в переводе на английский http://www.umilta.net/gregory.html):
For as he was leading his army forth to fight against the enemy, he was softened by the voice of a widow pleading for mercy, halting the Emperor of the whole world. For she said, 'Lord Trajan, here are men who have killed my son, who will not render me justice'. He replied, 'When I return, speak to me, and I will render justice to you'. And she, 'Lord, and if you do not return, there is none to help me'. Then he acquiesced to the judgement, and from the midst of the bronze armour put together the money that was owed. Данте использовал эту историю в десятой песни Чистилища. В 1439-1441 Рогир ван дер Вейден пишет знаменитый цикл "Справедливость Траяна - Справедливость Херкенбальда" для Брюссельской ратуши. К сожалению, панели до нас не дошли, но сохранился ковер, сделанный по их мотивам. Найти картинку на сети пока не смог.Если я ничего не путаю, то Херкенбальд приказал казнить (обезглавить?) собственного сына (племянника?), инасиловавшего служанку. Узнав об этом, священник отказался причащать Херкенбальда перед смертью, но чудесным образом облатка сама вылетела из рук священника прямо в рот Херкенбальду.
Один из наиболее известных диптихов Жерара Давида иллюстрирует историю Камбиза
Сюжет позаимствован у Геродота: неправедный судья Сизамн арестован и по приказанию Камбиза, императора Персии, с него живьем содрана кожа. Кожей этой было оббито сидение стула, на котором сына Сизамна должен был вершить суд.
Reply
В первой части диптиха на заднем плане фигурирет подкуд Сизамна, а во второй части - Отан, воседающий на коже своего отца...нда. Это я из путеводителя по музею цитирую.
в Грёнинг Музей я опоздала...задержалась сначала в Генте, а потом в Музее Мемлинга
и не спрашивайте меня, куда я тогда не опоздала... :(
В общем Эразм Баутса из Лувенской Питерскирх кажется просто детской картинкой по сравнению с этим судом.
Reply
А Боут он всегда такоё - несколько отрешенный. Вспомните ту же графиню, ищущую справедливости у Оттона - ни решительности, ни мстительности, но все та же отрешенность...
Reply
Leave a comment