Как обещал, продолжаю рассказ о музее в Тимишоаре. Не удивительно, что лучше всего в коллекции музея представлено творчество художников
Баната, исторической области центром румынской части которой является Тимишоара. Художники Баната условно разделены на "старинное искусство", т.е., иконы преимущественно восемнадцатого века, искусство девятнадцатого века и искусство первой половины двадцатого века. Вторая половина двадцатого века представлена крупнейшим собранием работ известного румынского художника
Корнелиу Баба, однако о нём - в следующий раз.
Первой привлекшей моё внимание картиной была работа Димитрие Турку, "Гамбринус". Несмотря на то, что сам Турку был художником академическим, он в первую очередь известен росписями банатских церквей, в т.ч. и ц. св. Ильи в Оравице и собор в Карансебеше (1862-3).
Поскольку найти информацию о Димитрие Турку довольно сложно, приведу то, что удалось найти мне. Источник: изданная в Тимишоаре в 1940 году книга
PICTURA ROMÂNEASCĂ DIN BANAT dela origine până azi Аурела Космы. Итак, родился Турку 20 февраля 1810 года в Оравице в семье Иоана Турку. Школьные учителя, сначала в румынской, а затем и в немецкой школе, видели талант мальчика и попытались убедить его родителей отдать сына учиться живописи. Семья однако была небогатой и предпочла отправить его в учёбу к сапожнику. Тайно юный Димитрие брал уроки живописи - сначала у профессора Кремера, а затем у Арсения Петровича, расписывавшего на тот момент церковь в Оравице. Перспектива росписи церквей убедила родителей отдать Димитрие в ученики к Петровичу. Ученичество закончилось в 1829: под давлением родителей Турку женился на Иоане Милетич, дочери одного из зажиточных жителей Оравицы, и начал брать заказы на исполнение икон и украшения церквей. Свою первую церковь Турку расписал в том же 1829 году (Мехадия). За ней последовали Гарбовац (1831), Далбощец (1832), Прилипец (1832), Крушовац (1833), Домашния (1834), Берзаска (1836), Любкова (1836), и множество других деревень. Написанный Турку портрет императора
Фердинанда произвёл такое впечатление на советника Гренценштейна, что тот взял художника под свое покровительство и предложил ему поехать учиться в Рим. Поездке этой не суждено было состояться из-за обострения политической ситуации: приближался 1848 год. С началом революции Турку был вынужден оставить жену и четырёх дочерей в Отравице и отправиться на заработки в Валахию, где он писал портреты местной знати. С окончанием революции Турку вернулся в Отравицу и начал роспись церкви в Саска-Монтанэ. В 1852 Турку наконец смог поехать учиться живописи, однако, не в Рим, а в Вену. Пребывание в Вене было краткосрочным - из-за продолжающихся сложностей с деньгами уже в 1854 Димитрие Турку вернулся в Банат, где и продолжил роспись церквей, в том числе и собор в Карансебеше. Умер Турку в 1883 году.
О детях Турку известно только то, что одна из его дочерей, Ефимия, вышла замуж за художника Николае Хашка.