Бенджамин Баттон семнадцатого века

May 24, 2009 00:05

Хендрик Тербрюгген (тер Брюгген), "Поклонение волхвов" (1619). Амстердам, Рейскмузеум. На данный момент картина находится на выставке в Ванкувере, где я ее имел возможность видеть.



Любопытно, что когда музей приобрел эту картину в 1970, она была больше: позднейший автор решил улучшить картину и дописал верхнюю и нижнюю части. В ходе рестраврации эти дополнения были удалены, в левой нижней части удалось обнаружить подпись художника и дату.


До реставрации

Но главным результатом реставрации стало обнаружение старческого лица Младенца под значительно более благообразным вариантом. Вполне возможно, что уродливый младенец, напоминающий заспиртованный эмбрион, казался отталкивающим позднейшим обладателям картины. Подпись под картиной в Ванкувере предлагала интерпретировать внешность Младенца как указание на его старость, и как следствие, мудрость. Мне же в этой связи вспомнился стих из книги Даниила (7:9) Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями, но, скорее всего я не прав, т.к. дальнешее описание одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его--как чистая волна; престол Его--как пламя огня, колеса Его--пылающий огонь никак не соответвует изображенному.



До реставрации

Композиция "Поклонения" восходит к более ранней гравюре Дюрера (1511). В обоих случаях видна диагональ, начинающаяся у головы стоящего волхва, проходящая над головой Марии и через голову волхва коленопреклоненного.


Альбрехт Дюрер, искусство, семнадцатый век, Хендрик Тербрюгген (тер Брюгген), шестнадцатый век

Previous post Next post
Up