Продолжаем рассматривать картину Виллема ван Хахта (1593 - 1637) "Собрание Корнелиса ван дер Геста" (Антверпен, музей Рубенсхёйс). О картинах подобного рода некогда писала
kouchto:
1,
2.
Корнелис ван дер Гест соединяет две группы: левую мы рассмотрели в
прошлый раз, правой посвящена эта запись. Рядом с хозяином дома стоит дама, вероятно Катарина ван Мокенборг, его домоправительница и тетка художника (фрагмент позаимствован с сайта фотоархива Антверпена).
В руках у Катарины ван Мокенборг "Натюрморт с обезьянами", возможно кисти Франса Снейдерса.
Сам
Снейдерс тоже присутствует на полотне. Справа от него еще один художник,
Хендрик ван Бален, учитель ван Дейка. Слева от Снейдерса, слегка наклонившийся вперед антверпенский пейзажист
Ян Вилденс. Трое других мужчин в этой группе не идентифицированы, однако, они, вероятно, являются картографами или географами.
Антон ван Дейк. Портрет Франса Снейдерса с супругой (1634-1635). Кассель, Германия (
рассмотреть).
Хендрик ван Бален, автопортрет.
Пауль Понтий, Портрет Иоанна Вилденса, музей изобразительных искусств, Сан-Франциско (позаимствовано с сайта музея).
Рядом с натюрмортом с обезьянами узнается Даная. Картина подписана: G. V. Haecht, 1628. G не должно вызывать сомнений, т.к. художник известен и как Guillam van Haecht: Виллем, Вилгельм, Гийом - варианты одного ио того же имени. "Даная" принадлежит кисти самого ван Хахта.
На столе - бронзовые скульптуры
Джамболоньи. Узнаются похищение Деяниры Нессом, убийство Несса Гераклом и спящая Венера.
Джамболонья, "Убийство Несса Гераклом", Лоджия Ланци, Флоренция, Италия (
рассмотреть детали).
Джамболонья, "Убийство Несса Гераклом", Рейксмузеум, Амстердам (
рассмотреть детали).
Джамболонья, "Сатир и спящая Венера" и "Похищение Деяниры Нессом", Дрезден, Германия.
Джамболонья, "Бык", Рейксмузеум, Амстердам (
рассмотреть детали).
В коллекции музея Лихтенштейн (Вена, Австрия) обнаруживаются еще один бык и лошадь: обе скульптуры на момент приобретения приписывались Джамболонье, однако сегодня их автрором считается ученик Джамболобьи
Джованни Франческо Сусини.
Джованни Франческо Сусини, "Шагающая лошадь", музей Лихтенштейн, Вена, Австрия.
В центре стола стоит небольшая картина - Амур и Венера? (
Мартин считает Венеру Психеей?).
Также на столе лежит несколько гравюр.
Одна из них - работа
Яна Вирикса "
Апеллес пишет портрет
Кампаспы в присутствии
Александра Великого". Ян (Иоанн) Вирикс, как и его братья Жером (Иероним) и Антон (Антуан), был достаточно известным гравером. Антон и Иероним создали напечатанные Виллемом ван Хахтом в 1579 гравюры. На первый взгляд, подобное кажется невозможным: Виллем ван Хахт родился в 1593! На самом деле, Виллемов ван Хахтов известно двое. Первый, гравер и рисовальщик, в 1552 стал членом одной из антверпенских гильдий. Он-то и напечатал гравюры братьев Вириксов. Второй Виллем ван Хахт родился в 1593 и написал разбираемую нами картину.
Плиний-старший в "Естественной истории" (35:36) приводит следующий анекдот:
Александр, восхищаясь её (Кампаспы -
clement) выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнаженной. Она была наиболее любимой из всех его содержанок. Художник в процессе работы влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании.
Иногда добавляют, что сам Александр решил довольствоваться портретом, т.к. он красотой превзошел оригинал.
Так выглядит гравюра Вирикса на картине ван Хахта:
А так на самом деле
С учетом того, сколь важны для картины художники и их работы, выбор сюжета вряд ли был случаен... На лежащей рядом гравюре, если я хорошо вижу, изображен мужчина с флагом с христограммой, т.е., скорее всего, это
св. Константин Великий с
лабарумом. К сожалению, найти саму гравюру или хотя бы что-то похожее мне пока не удается. Мне также не удается рассмотреть еще один лист на столе и распознать две небольшие круглые картины рядом с ней (одна изображает сцену жатвы?).
Стоящие рядом с Катариной ван Мокенборг мужчины не идентифицированы, за исключением самого правого мужчины в этой группе, с женским портретом в руках (дополнительной информации о портрете, к сожалению, найти не удается)..
Это известный антверпенский торговец тканями Петер Стевенс (около 1590 - 1668), заказавший за год до окончания картины портрет Антону ван Дейку, хранящийся сегодня в Гааге (Мауритсхёйс). Стевенс был известен собирательством произведений искусства - в его коллекции были картины Яна ван Эйка и Питера Брейгеля-старшего. На момент написания портрета Стевенсу было около 37 лет и он не был женат. Вполне возможно, что портрет кисти ван Дейка служил прототипом для портрета на картине ван Хахта.
Женился Стевенс через год на пятнадцатью годами младшей Анне Ваке, и по этому случаю ван Дейку был заказан ее портрет. Одета Анна по последней моде: воротник на французский манер, украшенный фламандским кружевом. Кольцо на большом пальце, вероятно, является обручальным.
Между Стевенсом и группой, включающей в себя Снейдерса, ван Балена и Вилденса изображен неидентифицированный коленопреклоненный мужчина:
Картина перед которой стоит мужчина принадлежит кисти Яна Вилденса, чьи портреты мы уже видели.
Ян Вилденс. "Зимний пейзаж с охотником", Дрезден, Германия (
рассмотреть детали).
Рядом - сцена страшного суда немецкого художника
Ханса Роттенхаммера (1564-1625):
К сожалению, мне не удалось найти фотографию этой находящейся сегодня в мюнхенской Старой пинакотеке картины. Следующее изображение - фотография сегодняшней копии картины Роттенхаммера.
Продолжение следует...