Сегодня удалось попасть в знаменитую берлинскую картинную галерею, где неожиданно увидел очередного "
мужика в ушанке":
(фотография марбургского фотоархива)
Алтарь, в центре которого находилась недошедшая до нас скульптурная группа, изображает (слева направо) следующих святых: св. Варвара, св. Екатерина, св. Маврикий (марбургский фотоархив считает его Грегорием, не очень понятно почему; выбор св. Маврикия очень естественнен, т.к. именно он командовал знаменитым фиванским легионом, претерпевшим в низовьях Рейна и, более того, идентификация подтверждается цветом кожи святого), св. Гереон (один из офицеров фиванского легиона), св. Елена, св. кёльнский архиепископ
Анно, св. Стефан и св. Елизавета Венгерская. Выбор святых не случаен - алтарь, приписываемый одноименному мастеру и датируемый 1470-1480, был написан для кёльнской базилики св. Гереона, нашего "мужика в ушанке".
Считается, что св. Гереону отрубили голову, и поэтому он является покровителем
страдающих мигренью. Среди других, почитаемых в связи с мигренью святых, - св. Дионисий Парижский (обезглавлен) и св. Урбан (голова пробита). Так или иначе, мне в этой связи вспомнилось, что мама всегда при приступах мигрени надевала теплую шапку, и подумалось, что подобные "домашние средства" вполне могли быть известны и в Германии пятнадцатого века. Не по этой ли причине св. Гереон изображен в ушанке?