У нас с
kaito_kaito состоялся интересный разговор об иконографии. К сожалению, в результате этого разговора меня, кажется, выгнали из
art_likbez без возможности ответить - по крайней мере, я не вижу подзамочных сообщений сообщества и не могу на них ответить. Полагая тему разговора интересной не только нам двоим привожу несколько последних сообщений дискуссии. Заранее приношу извинения за публикацию подзамочного отрывка, но лишь невозможность ответить в рамках сообщества вынуждает писать об этом здесь.
Речь идет о "Снятии со Креста" Рогира ван дер Вейдена и о триптихе Эделхеере одноименного мастера мастера триптиха Эделхеере.
Задание состояло, среди прочего, в указании кода, использованного художниками. В первом случае я написал, что в качестве кода выступает система цветов и аттрибутов, принятая во фламандском искусстве пятнадцатого века (к пр., Мадонна в синем, св. Иоанн-Евангелист - юн, и т.д.), во втором: Ц. панель не обсуждаем - т.к. точная копия Ван дер Вейдена. Правая и левая - к примеру, аттрибутика святых (св. Иаков-старший с посохом пилигрима и раковиной или все-таки св. Вильгельм?), одежды как указание на статус духовного лица.
kaito_kaito ответила: 2.3. "т.к. точная копия Ван дер Вейдена", - вот тут я начну бить шпалой, потому что это ни разу не точная копия, - смотрите на картину-то! Ищите различия, однако ж, потому что именно эти различия и будут составлять код и средство полотна. И не надо мне говорить про точные копии. Точные копии, это на принтере. В искусстве руками не бывает точных копий. А эти два полотна как раз имею очень значительные различия, имеющие смысловое и символическое значение. Это очень важные различия. И в том числе и в центральном полотне.
Мой ответ: Мне крайне неудобно уличать Вас в незнании терминологии. "Точная копия" - термин, применяемый по отношению (по крайней мере) к фламандской живописи пятнадцатого-шестнадцатого века. Понятие "точная копия" указывает на высокую степень сходства в том, что касается иконографии, при том, что картины могут отличаться, к примеру, колоритом или деталями реализации. (см., к примеру, Элен Мюнд, "Копия и традиция" в
сборнике под редакцией ван Схауте и де Патуль). Код, насколько я понял, это в первую очередь вопрос иконографии и именно поэтому я не счел необходимым останавливаться на иконографии ц. панели триприха Эделхеере.
В связи с этим у меня вопрос к искусствоведам: применяется ли термин "точная копия" по отношению к другим периодам?
Попрошу также воздержаться от обсуждения личности оппонента.