Последний в цикле "Обещания" - самый известный из четверый, Джеймс Энсор (1860 - 1949), некогда украшавший стофранковые купюры.
Изображения на банкноте отсылают к знаменитым маскам Энсора, которым и посвящена эта запись. Творчество Энсора масками не ограничивается, но именно они стали его "опозновательным знаком". Маски впервые появились в творчестве Энсора в 1883 году - возможно, они восходят к детству Энсора, к сувенирному магазинчику его матери, где маски и продавались.
"Возмущенные маски", 1883, Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель, Бельгия.
В этих масках все ещё довольно скромно и шуточно. Дальше они становятся все ярче и карнавальнее, но вместе с тем глубже и язвительнее. С 1885 в компанию попадают скелеты.
"Интрига" (1890), Минеаполисский музей изобразительных искусств, Минеаполис, США. Вариант этой картины также находится в королевском музее изобразительных искусств, Антверпен, Бельгия.
"Рисующий скелет" (1896; королевский музей изобразительных искусств, Антверпен, Бельгия) - своеобразная вариация на классический сюжет "художник в ателье". Отсюда уже и не так далеко до балкона Мане, переосмысленного Магриттом:
Эдуар Мане, "Балкон" (1869), музей д'Орсэ, Париж, ФранцияРене Магритт, "Перспектива 2: Балкон Мане" (1950), музей изобразительных искусств, Гент, Бельгия
В нескольких случаях Энсор "исправлял" написанные ранее картины:
"Старая дама с масками" (1889), Музей изобразительных искусств, Гент, Бельгия. Картина изначально была написана как портрет, но после отказа заказчицы ее принять Энсор добавил зеленый парик и фантастическое окружение.
Сайт собрания видит в модели
Нел Дофф, французскую писательницу нидерландского происхождения. Если это так, то "старая дама" была на два года старше художника и на момент написания картины ей был... тридцать один год!
Ну и наконец, монументальное полотно (2,58 м x 4,30 м), считающееся одним из наиболее важных в творчестве Энсора. "Вход Христа в Брюссель" (1888) - Музей Гетти, Лос Анджелес, США. Из-за размеров, полотно почти тридцать лет хранилось свернутым, и лишь с переездом в новое жилье в 1917 Энсору удалось его повесить. Надпись Vive la sociale связана с появлением
бельгийской рабочей партии тремя годами раньше.
Замечу, что маски были очень популярны среди символистов (ср. цикл
"Маски" Блока (1907), поэма Кроммелинка "Ваятель масок" (1907), издаваемый Крэгом журнал "Маска" (1908)). Не удивительно, что символисты так любили Энсора: Верхарн и Спиллиарт опубликовали о нем статьи...