Первая книга Царств, глава 25.
23. Когда Авигея увидела Давида, то поспешила сойти с осла и пала пред Давидом на лице свое и поклонилась до земли;
24. и пала к ногам его и сказала: на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей.
...
32. И сказал Давид Авигее: благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне,
33. и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя.
...
42 И собралась Авигея поспешно и села на осла, и пять служанок сопровождали ее; и пошла она за послами Давида и сделалась его женою.
Якоб Корнелисзон ван Остзанен (1470 - 1533), масло, дерево. Государственный музей изобразительных искусств, Копенгаген. Если верить Карлу ван Мандеру, то значительная часть картин ван Остзанена погибла во время иконоклазма. Полагаю, что женские фигуры за Авигеей - ее упомянутые в сорок втором стихе служанки.
До нас дошло ещё несколько картин Остзанена на ветхозаветные сюжеты. Так, в коллекции амстердамского Рейксмузеума находится "Царь Саул и аэндорская волшебница", датируемая музеем 1526 годом.
Первая книга Царств, глава 28.
7 Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница.
8 И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе.
9 Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне?
10 И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело.
11 Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне.
12 И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты--Саул.
13 И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли.
14 Какой он видом? --спросил у нее [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился.
На первом плане (слева направо): уговор аэндорской волшебницы и вызывание духа Самуила. На заднем плане: Самуил, выходящий из могилы, и предсказанное им поражение Саула. Любопытно, что аэндорская волшебница изображена в соответствии с представлениями о ведовстве: (колдовская) книга с загадочными знаками; зеркало, в котором
должно было увидеть тень Самуила, козлы, черные петухи, и т.д. Повышенный интерес к ведьмам характерен для шестнадцатого века: знаменитый "Молот ведьм" был опубликован в 1486, Constitutio Criminalis Carolina сделал ведовство в 1532 уголовным преступлением, наказуемым сожжением...
Последняя религиозная картина Остзанена, которую бы хотелось упомянуть изображает женщину с мужской головой на блюде - Саломею. Картина, находящаяся сегодня в Амстердаме, датирована самим художником (1524).
В верхней части картины, рядом с датой, видна монограмма художника: IMA, или точнее, I, двойное M и A. Эта же монограмма изображена и на автопортрете художника (Амстердам). Автопортрет подписан 1533, однако музей
предполагает более раннюю дату: 1525 и считает его одним из самых ранних портретов в севернонидерландском искусстве.
Монограмма, по данным музея, расшифровывается следующим образом: I указывает на имя художника (Iacobvs), A - на город, где он работал (Амстердам), ну и наконец, двойное "М", оказывается монограммой семьи. Оно же встречается на картинах Корнелиса Буйса, двоюродного брата Якоба Корнелисзона и Дирка Якобсзона, сына Якоба Корнелисзона.