Нидерландская картина первой четверти шестнадцатого века, хранящаяся в коллекции Национальной галереи в Лондоне, изображает Младенца за выдуванием мыльных пузырей:
Ещё одна нидерландская картина на тот же сюжет, на этот раз семнадцатого века, изображает Младенца Иисуса и св. Иоанна Крестителя и находится в Ораниенбауме. Аттрибуция Йордансу сегодня, насколько я понимаю, отвергнута.
По мнению
экспертов Национальной галереи мыльные пузыри связаны с расхожей в шестнадцатом веке фразой Homo bulla - "человек - мыльный пузырь", указывающей на преходящесть человеческой жизни. Фраза восходит к
Otium si essem consecutus, Fundania, commodius tibi haec scriberem, quae nunc, ut potero, exponam cogitans esse properandum, quod, ut dicitur, si est homo bulla, eo magis senex. Марка Теренция Варрона (116 - 27 гг. до н.э.), "De re rustica" (О сельском хозяйстве) 1,1,1 и была популяризована Эразмом в "Adagia", II iii 48,
1248.
Именно поэтому мыльные пузыри присутствуют в сценах Vanitas. Вот, к примеру, выдувающий пузыри малыш на картине Бартоломеуса Бруйна-старшего (около 1525; музей Валлраф-Рихарц, Кёльн):
В семнадцатом веке подобные изображения вошли в книги эмблем, включавший в себя картинки с нравоучительными девизами и стихами.
Nieuwen ieucht spieghel (1617), "Новое юности зерцало", опубликовано, вероятно,
Яном Янсзоном.