1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12,
13,
14,
15,
16 Ещё одна изученная Дианой Волфтал работа -это "Сокольничий" из коллекции амстердамского Рейксмузеума. Датируется "Сокольничий" около 1485, приписывается мастеру домашней книги.
Само название этой выполненной в технике "сыхой иглы" гравюры вызывает споры. Большая часть каталогов видит во втором мужчине слугу, Лерс же называет его спутником сокольничего. Волфтал следует предложению Лерса, указывая на отсутствие очевидных статусных различий в костюмах мужчин. Для сравнения она приводит пример итальянской карты Таро из Нац. галереи Вашингтона (около 1465, мастер Таро серии Е): здесь различие между сокольничим и его слугой очевидно в расположении фигур и в их костюмах.
Более того, Волфтал видит в мужчинах мастера домашней книги любовников. На это, по её мнению указывает целый ряд деталей. В первую очередь, это уже упоминавшийся сокол. Фаллический клинок между ног правого мужчины и близость фигур напоминает рисунок Марко Дзоппо, рассмотренный Манка и обуждавшийся ранее.
Более того, венок, украшающий правого мужчину является стандартным знаком любви. Так, Филедт Кок указывает, что фигуры с венками, отправляющиеся на охоту на ещё одной работе мастера домашней книги, должны быть обручены. Скхожий рисунок - сокольничий и дама в венках - находится в музее Лейпцига.
Ну и наконец, по мнению Волфтал перо в руке сокольничего является ещё одним фаллическим символом.
Удивительным в этой работе является то, что содомская пара не противопоставлена нормативному поведению или добродетели, не связана с ложной верой или ведовством, и, судя по всему, не осуждается автором. Дело в том, что "Сокольничий" принадлежит циклу небольших выполненных "сухой иглой" работ, изображающих сцены из жизни двора. Самый факт использования "сухой иглы" указывает на то, что количество оттисков было небольшим (по сравнению с гравюрой или ксилографией). По мнению Волфтал, это - равно как и выбор темы - указывает на покровительство со стороны двора. Тем самым, положительная интерпретация взаимоотношений между двумя мужчинами оказывается возможной, по мнению Волфтал, благодаря небольшому размеру (менее тринадцати сантиметров в высоту), светскому сюжету и придворному покровительству.
- Joseph Manca, "Sacred vs. Profane: Images of Sexual Vice in Renaissance Art", Studies in Iconography", 13, 1989-1990, pp. 145-190
- Diane Wolfthal “Picturing Same-Sex Love: Images by Petrus Christus and the Housebook Master,” in Troubled Vision: Gender, Sexuality, and Sight in Medieval Text and Image, ed. by Robert Mills and Emma Barker (Hampshire: Palgrave Macmillan, 2004), 17-46