Как и обещал пишу про брюссельский
симпозиум.
14:30 L. Campbell,
Rogier van der Weyden’s Friends, Colleagues and Neighbours
Ощущение примерно "я Ленина видел". Кемпбелл оказался довольно занудным докладчиком - или же он был не в лучшей форме. Рассказал тем не менее кучу интересного. Ван дер Вейден был свидетелем при заключении брачного контракта ювелира Яна Оффхойса и Аделаиды Кац. Брак с Аделаидой был вторым, а от первого у Яна была дочь Катерина, вышедшая замуж за Яна ван Вландерберха, так же известного как Ван Хертсвелде. Дочь Яна и Катерины Барбару писал Мемлинг (см. также
http://www.livejournal.com/users/clement/82301.html).
Во времена Рогира в Брюсселе шла борьба между кланами де Мол и Кастенгард. О политических пристрастиях самого Рогира не известно ничего, но множество его друзей принадлежало сторонникам де Мол. Кемпбелл предположил, что брак Питера, сына Рогира, и Екатерины, дочери ювелира Яна Ван дер Ноота, был заключён только после смерти Рогира из-за принадлежности семейства Ван дер Ноот сторонникам Кастенгардов.
15:00 M. Faries, Ongoing Studies on Workshop Practices
Феноменально интересный и абсолютно непередаваемый рассказ о результатах технических исследований нескольких картин - рентгенография, рефлексография, дендрохронология. Непередавемо потому, что без иллюстраций выводы выглядят не столь интересно, а иллюстраций нет.
15:30 A. Châtelet, La jeunesse de
Jan van Eyck Несколько неожиданный для меня доклад. Докладчик предположил, что Ян Ван Эйк в юности мог быть миниатюристом (сцены из милано-туринского часослова), работавшим при французском дворе около 1418-1420. В одной из фигур "Страшного суда" В Метрополитене докладчик видит портрет дофина.
16:30 J. Sander, Changing Perceptions. Hugo van der Goes’s
Monforte Altarpiece Restored
Не состоялся.
17:00 C. Heck,
l’Agneau mystique et l’iconographie médiévale des deux saints Jean
Изучение парности свв. Иоаннов, восходящей уже к Риму. Параллельность сюжетов: трапеза и крещение (Авиньон). Дева между св.Иоаннами (фрески, манускрипты). Распятие со св. Иоаннами (Фрейбург). Причины парности: Агнец (Иоанн Креститель: "Се Агнец Божий", Иоанн-Евангелист: Агнец Откровения); св. Иоанна-Креститель - последний пророк, Ветхий Завет; св. Иоанн-Евангелист - олицетворение Нового Завета. Сцены с изображением дв. св. Иоаннов - фр. манускрипт для герцога Беррийского (какой?), Альтдорфер. Видения Мехтильд Магдебургской: месса, св. Иоанн-Креститель - священник, св. Иоанн-Евангелист - диакон, гостия превращается в Агнца. Связь - через Агнца - с темой гентского алтаря.