1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8 Карл IV Красивый был женат трижды, но наследников мужского пола не оставил, а посему на нём и закончилась династия Капетингов. Третьей и последней женой Карла стала пятнадцатилетняя Жанна д'Эвре.
После смерти Карла в 1327, его сердце было отдано парижским доминиканцам, тело его было похоронено в ц. св. Дионисия, а внутренние органы в Мобиссоне. Похожим же образом была захоронена и пережившая мужа более чем на сорок лет Жанна. Вот их надгробие из Мобиссона (сегодня в Лувре).
В 1324-1328 для Жанны был создан прекрасный манускрипт, вошедший в историю как "Часослов Жанны д'Эвре" и находящийся сегодня в
музее Метрополитен в Нью-Йорке.
На одной из страниц манускрипта изображен монстр, делающий минет молодому человеку с колокольчиками в руках.
Как сами колокольчики, так и их число не случайны: Ида Нелсон указывает на то, что слово trois, три, на тогдашнем сленге обозначало мужские гениталии. Более того, такие колокольчики, tintinnabulae, с древних времён связывались с ними же.
Вот пример колокольчиков из Геркуланумa (первый век до н. э.). На наличие подобной связи в средние века указывает в своем словаре и Леклерк. По мнению Мадлейн Кевинисс достаточно откровенныe изображения на полях манускрипта служили своего рода учебником секса для невесты-ребёнка и должны были пробудить в ней не только подчинение фаллусу супруга, но и ответственность за продолжение рода. Так или иначе, юноша с тремя колокольчиками и делающий ему минет монстр были изобретены Жаном Пуселлeм, иллюстратом часослова. Кстати, само прозвище художника от фр. pucelle - девственница указывает, по мнению Майкла Камилля, на то, что он воспринимался как человек достаточно женоподобный.
Этот же мотив был повторён более чем через восемьдесят лет в "Большом часослове герцога Беррийского" (Париж, Нац. Библиотека Франции, манускрипт 919, лист 9v). Любопытно, что здесь голову монстра венчает тюрбан, отсылающий к считавшимся содомитами сарацинам. По мнению Камилля, вполне возможно, что для герцога известного и связьями с юношами более существенным здесь является разница в возрасте между изображёнными фигурами - и действительно, несколькими листами далее изображена ещё одна подобная пара: мужчина лежит на юноше в голубом, одна рука - на голве юноши, другая - на его ягодицах. Это изображение мне, к сожалению, найти не удалось.
Madeline Caviness. Patron or Matron? A Capetian Bride and A Vademecum for Her Marriage Bed. SPeculum, 68 (1993).
Henri Leclerq. Dictionnaire des Antiquités Greques et Romaines. 1914
Henri Leclerq. Dictionnaire d'Archeologie Chretienne et de Liturgie. 1919
Ida Nelson. La sottie sans souci: Essai d'interpretation homosexuelle, Paris, 1977.
Я, к сожалению, читал только
Michael Camille. 'For Our Devotion and Pleasure': The sexual objects of Jean, Duc de Berry. Art History 24(2) 2001, pp 169-194.