Изучая творчество Хуго ван дер Гуса и его влияние на фламандских художников Макс Фридлендер идентифицировал шесть картин в качестве работ "скрупулёзного копииста Ван дер Гуса и Ван Эйка, сводящего монументальные работы к миниатюрам". Речь шла о "Диптихе Кристиана де Хондта" и "Святом семействе с ангелом" из коллекции музея изобразительных искусств в Антверпене, "Благовещенском диптихе" из Берлина, "Мадонне с Младенцем и заказчиками" из Лувра, "Триптихе с коронацией Девы" из коллекции британской короны и "Мадонне с Младенцем и четырьмя святыми женщинами" из Ричмонда (Вирджиния). Поскольку антверпенский диптих датирован 1499 годом, Фридлендер дал этому художнику имя брюжского мастера 1499.
Четыре из этих шести картин были выставлены вместе в 1957. Столь близкое соседство картин подчеркнуло как скхдства, так и различия. Так, "Диптих Кристиана де Хондта" и "Благовещенский диптих", по мнению Поля Экхаута, безусловно принадлежат одной и той же руке, чего нельзя сказать об остальных картинах.
"Диптих Кристиана де Хондта" расписан с четырёх сторон. На внутренней стороне - "Мария в церкви" и портрет аббата-цистерцианца Кристиана де Хондта (1495-1509), на внешней - портрет аббата того же аббатства Тер Дёйнен Робрехта де Клерка (1519-1557), Salvator Mundi и давшая имя художнику дата. Портрет Робрехта де Клерка - позднейшее добавление.
Композиция "Мадонны церкви" позаимствована у Ван Эйка. Его картина на этот же сюжет находится сегодня в Берлине.
Собака у ног аббата де Хондта, скорее всего, аллюзия на его фамилию. Сравнивая портрет этого аббата и [Salvator Mundi] можно заметить повторяющуюся деталь - тонкую догорающую свечу (на камине, справа над головой аббата; справа внизу, у ног Иисуса). Она же изображена и на берлинском диптихе Благовещения:
И если все остальные символы - ваза с лилиями, плод на подоконнике, поза, книга, и т.д. - достаточно стандартны присутствие догорающей свечи рядом с Мадонной не столь очевидно. Повторение этой же детали позволило приписать мастеру 1499 ещё один диптих, неизвестный Фридлендеру: диптих
Маргариты Австрийской.
Наша свеча - на каминной полке. Обратите внимание на композиционное скходство портретов Маргариты и аббата де Хондта. Сходство оказывается ещё большим чем кажется на первый взгляд, т.к. по даннымрадиографического анализа обе панели были изначально закруглены сверху. Форма изменилась в результате ранней реставрации диптиха.
Датировать диптих позволяет ряд деталей. Во-первых, ехто герб Савойи на каминной полке (мне разглядеть не удалось), что делает невозможным датировку картины до 1501 года (брак Маргариты и Филибера Савойского). Более того, Маргарита в чёрной накидке, что указывает на её вдовий статус - наличие собаки рядом только подчеркивает его. Филибер умер в 1504. Следовательно картина была написана не раньше 1504.
Поль Экхаут указывает на то, что такие же свечи изображены на двух миниатюрах из хранящегося в Национальной Библиотеке Франции манускрипта Histoire de la conquête de la Toison d'Or (
Français, 331). На одной из них, изображен камин очень близкий к гентскому и антверпенскому. Считается, что миниатюры были выполнены в Брюгге, в ходе третьей четверти пятнадцатого века в ателье известного миниатюриста и художника Ливена ван Латема. Экземпляр в Национальной библиотеке Франции - сделанная для
Людовика ван Грютхюзе копия манускрипта, чей оригинал был предназначен для Филиппа Доброго. Пол Экхаут предполагает, что мастер 1499 был учеником ван Латема и именно он и "подписал" две миниатюры свечой. Датировка манускрипта началом 1470-х позволяет предположить, что художник родился между 1440 и 1450. Более того, возможно, что свеча указывает на фамилию художника: фитиль свечи по-фламандски назывался bout, что могло указывать на такую фамилию как Боутс или Хоренбоут.
Мне удалось найти репродукции еще двух картин из названных Фридлендером:
"Святоe семействo с ангелом" (Антверпен):
"Мадоннa с Младенцем и заказчиками" (Лувр):
Когда эта картина в 1884 году была подарена Лувру, её авторство приписывалось
Жану Перреалю, одному из наиболее значительных французских художников начала шестнадцатого века. Наибольшую часть дошедших до нас работ составляют миниатюры, но известен и хранящийся в Национальной портретной галерее
портрет женщины, в которой некогда видели Маргариту Тюдор. С этой историей связано и ещё одно имя мастера 1499 - псевдо-Перреаль.
Сегодня мастеру 1499 также приписывается хранящийся в Берлине портрет Христа:
В связи с этой картиной вспоминается дискуссия об изображениях анфас и в профиль у
koukhto (
1,
2). Я также очень рекомендую четвёртую главу (Frontal and Profile as Symbolic Forms) книги Words and Pictures Мейера Шапиро.