Mастер 1499

Jul 13, 2005 20:40

Изучая творчество Хуго ван дер Гуса и его влияние на фламандских художников Макс Фридлендер идентифицировал шесть картин в качестве работ "скрупулёзного копииста Ван дер Гуса и Ван Эйка, сводящего монументальные работы к миниатюрам". Речь шла о "Диптихе Кристиана де Хондта" и "Святом семействе с ангелом" из коллекции музея изобразительных искусств в Антверпене, "Благовещенском диптихе" из Берлина, "Мадонне с Младенцем и заказчиками" из Лувра, "Триптихе с коронацией Девы" из коллекции британской короны и "Мадонне с Младенцем и четырьмя святыми женщинами" из Ричмонда (Вирджиния). Поскольку антверпенский диптих датирован 1499 годом, Фридлендер дал этому художнику имя брюжского мастера 1499.

Четыре из этих шести картин были выставлены вместе в 1957. Столь близкое соседство картин подчеркнуло как скхдства, так и различия. Так, "Диптих Кристиана де Хондта" и "Благовещенский диптих", по мнению Поля Экхаута, безусловно принадлежат одной и той же руке, чего нельзя сказать об остальных картинах.

"Диптих Кристиана де Хондта" расписан с четырёх сторон. На внутренней стороне - "Мария в церкви" и портрет аббата-цистерцианца Кристиана де Хондта (1495-1509), на внешней - портрет аббата того же аббатства Тер Дёйнен Робрехта де Клерка (1519-1557), Salvator Mundi и давшая имя художнику дата. Портрет Робрехта де Клерка - позднейшее добавление.











Композиция "Мадонны церкви" позаимствована у Ван Эйка. Его картина на этот же сюжет находится сегодня в Берлине.


Собака у ног аббата де Хондта, скорее всего, аллюзия на его фамилию. Сравнивая портрет этого аббата и [Salvator Mundi] можно заметить повторяющуюся деталь - тонкую догорающую свечу (на камине, справа над головой аббата; справа внизу, у ног Иисуса). Она же изображена и на берлинском диптихе Благовещения:



И если все остальные символы - ваза с лилиями, плод на подоконнике, поза, книга, и т.д. - достаточно стандартны присутствие догорающей свечи рядом с Мадонной не столь очевидно. Повторение этой же детали позволило приписать мастеру 1499 ещё один диптих, неизвестный Фридлендеру: диптих Маргариты Австрийской.



Наша свеча - на каминной полке. Обратите внимание на композиционное скходство портретов Маргариты и аббата де Хондта. Сходство оказывается ещё большим чем кажется на первый взгляд, т.к. по даннымрадиографического анализа обе панели были изначально закруглены сверху. Форма изменилась в результате ранней реставрации диптиха.

Датировать диптих позволяет ряд деталей. Во-первых, ехто герб Савойи на каминной полке (мне разглядеть не удалось), что делает невозможным датировку картины до 1501 года (брак Маргариты и Филибера Савойского). Более того, Маргарита в чёрной накидке, что указывает на её вдовий статус - наличие собаки рядом только подчеркивает его. Филибер умер в 1504. Следовательно картина была написана не раньше 1504.

Поль Экхаут указывает на то, что такие же свечи изображены на двух миниатюрах из хранящегося в Национальной Библиотеке Франции манускрипта Histoire de la conquête de la Toison d'Or (Français, 331). На одной из них, изображен камин очень близкий к гентскому и антверпенскому. Считается, что миниатюры были выполнены в Брюгге, в ходе третьей четверти пятнадцатого века в ателье известного миниатюриста и художника Ливена ван Латема. Экземпляр в Национальной библиотеке Франции - сделанная для Людовика ван Грютхюзе копия манускрипта, чей оригинал был предназначен для Филиппа Доброго. Пол Экхаут предполагает, что мастер 1499 был учеником ван Латема и именно он и "подписал" две миниатюры свечой. Датировка манускрипта началом 1470-х позволяет предположить, что художник родился между 1440 и 1450. Более того, возможно, что свеча указывает на фамилию художника: фитиль свечи по-фламандски назывался bout, что могло указывать на такую фамилию как Боутс или Хоренбоут.

Мне удалось найти репродукции еще двух картин из названных Фридлендером:

"Святоe семействo с ангелом" (Антверпен):



"Мадоннa с Младенцем и заказчиками" (Лувр):



Когда эта картина в 1884 году была подарена Лувру, её авторство приписывалось Жану Перреалю, одному из наиболее значительных французских художников начала шестнадцатого века. Наибольшую часть дошедших до нас работ составляют миниатюры, но известен и хранящийся в Национальной портретной галерее портрет женщины, в которой некогда видели Маргариту Тюдор. С этой историей связано и ещё одно имя мастера 1499 - псевдо-Перреаль.

Сегодня мастеру 1499 также приписывается хранящийся в Берлине портрет Христа:



В связи с этой картиной вспоминается дискуссия об изображениях анфас и в профиль у koukhto (1, 2). Я также очень рекомендую четвёртую главу (Frontal and Profile as Symbolic Forms) книги Words and Pictures Мейера Шапиро.

искусство, Макс Фридлендер, Mастер 1499, Маргарита Австрийская, шестнадцатый век, Хуго ван дер Гус, Ян Ван Эйк, пятнадцатый век

Previous post Next post
Up