Был сегодня в двух музеях изобразительных искусств:
Тимкен и
городском. Расположены они буквально в двух шагах друг от друга. Коллекция Тимкен мне понравилась больше. Вот несколько впечатлений.
- Лука ди Томме
Меня заинтересовала центральная панель. Насколько я понимаю, здесь соединены три иконографических сюжета: Троица, Пиета и Видение св. Франциска. На последнее указывает не только присутствие коленопреклонённого Франциска, но и взгляд Христа, обрасченный на него, струйка крови в его же направлении и сама мандорла, признак божественного видения. Крайне любопытно решена обсуждавшайся когда-то проблема Троицы: три разных торса (неслиянность), единая нижняя часть (нераздельность), одинаковые лица (единство). Возможно, наличие двух ипостасей на переднем плане, и одной на заднем указывает на филиокву?
- Бартоломео Венето (1,2,3,4,5,6,7,8) "Портрет Дамы в Зелёном":
Одна из самых поздних картин умершего в 1531 году Венето, дата (1530) и авторство указаны на прикреплённой к левой драпировке записке. Дама интересна среди прочего тем, что перчатка для соколиной охоты у нее на правой руке, в то время как обычно ее носили на левой. Дама была левшой?
- Джованни Франческо Барбьери (Иль Герчино), "Возвращение блудного сына".
Сын - неоднократно всплывавшая тема эротизации сюжета (см. Лот и его дочери, св. Себастьян). Отец - в турецком платье и с тюрбаном, слуга - в костюме времени создания картины.
- Петрус Кристус, "Успение"
Дошедшая до нас панель - самая большая в творчестве Кристуса - некогда была центральной частью триптиха, выполненного около 1460. В 1503 году триптих находился в Сицилии. Судя по всему, триптих был разобран в середине девятнадцатого века. Боковые панели, изображавшие свв. Екатерину Александрийскую и Иоанна-Крестителя, попали в Берлин. Скорее всего, они были уничтожены в ходе второй мировой войны, хотя официально этот факт никогда не был подтверждён.
Целый ряд любопытных деталей. Во-первых, кровать с балдахином напоминает изображённую Яном Ван Эйком на портрете Арнольфини:
Во-вторых, апостол в белом - святой Пётр. На этот факт указывает как его традиционная форма бороды, так и выполняемая им роль священника, и связанный с этим костюм. Сравните с написанной на тот же сюжет но примерно двадцатью годами позднее картиной ван дер Гуса в Брюгге:
У ван дер Гуса уже нет нескольких событий изображенных в разных частях картины.
В-третьих, апостол справа - св. Фома, неповеривший в Вознесение Девы (повторение сюжета с яйцами) и в подтверждение этого события Дева сбросила ему с небес пояс.
- Питер Брейгель-старший. "Притча о сеятеле".
От Матфея 13:3-8
<...> вот, вышел сеятель сеять;
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Сеятель на переднем плане справа. Обратите внимание на толпу на другом берегу реки: это люди, собравшиеся послушать проповедь Иисуса.
От Матфея 13:18-23
Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле:
ко всякому, слушаюшхему слово о Царствии и не разумеюшхему, приходит лукавый и похишхает посеянное в сердце его--вот кого означает посеянное при дороге.
А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольшхение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
Посеянное же на доброй земле означает слышашхего слово и разумеюшхего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Горы, изображённые на картине, написаны под влиянием Альп. В 1553 году Брейгель ездил в Италию.