Мастер Венемара - последователь Хуго ван дер Гуса, работавший в 1480-х в Генте. Триптих, которому мастер обязан своим именем, некогда находился в Старовенемарской церкви. Выбор цветов и использование золота напоминает о гентской миниатюре конца XV века.
Эта картина не так давно привлекла внимание врачей. Вольфганг Пирсиг из университета Ульма (Германия) обратил внимание на то, что девять из изображнных сорока одной фигур страдают микротией: их ушные раковины чрезвычайно малы. К примеру, на центральной панели изображены два пастуха. У бородатого пастуха наружнее ухо и мочка недоразвиты, рядом с ушной раковиной возможна папиллома, а само ухо расположено очень низко, равно как и у пастуха с флейтой.
Данное исследование исходит из предположения, что изображение пастухов было анатомически точным. Известно, что, к примеру, Рогир Ван дер Вейден мог отступить от требований анатомии в портрете (у
Дамы в Вашингтоне ухо расположено слишком высоко, за счет чего удлинена шея). Мне не очень понятно в какой степени подобное осознанное искажение имело место в случае мастера Венемара - речь идёт о сравнительно небольших фигурах в многофигурной композиции, нежели о портрете. Распространенность (9 из 41), но не повсеместность микротии, на мой взгляд, позволяет исключить возможность случайной ошибки.