иконоклазм

May 24, 2005 07:54

Франц Хогенберг (Мехелен, около 1540 - Кёльн около 1590). Кальвинистcкие беспорядки 20 августа 1566 года. Иллюстрация к книге Михаила Алцингера De Leone Belgico (1588).




На этой гравюре мне показалось забавным соединение света и тьмы. Ответить на вопрос когда - днём или ночью - происходит действие затруднительно. С одной стороны, слева и на переднем плане изображены фигуры, отбрсувающие тень. С другой стороны, мужчина справа держит в руке свечу. Подобное противоречие может указывать на символическое значение свечи, связывающей кальвинизм с тьмой. Нарушение природных законов падения света было уже у Ван Эйка, где на "Мадонне в церкви" свет падает с севера, что указывает на его божественное происхождение, и Кампена, где в сцене Рождества св. Иосиф держит свечу, затмеваемую сиянием исходящим от Младенца.

О событиях 20 августа сохранились и письма очевидцев. Одним из них был Ричард Клаф, антверпенский представитель лондонского торговца сэра Томаса Грешема. Клаф писал, что за одну ночь было оскверенено 25-30 церквей. After that, they began with the image of Our Lady, which had been carried about the town on Sunday last, and utterly defaced her and her chapel, and, after, the whole church, which was the costliest church in Europe, and have so spoiled it that they have not left a place to sit in the church. And from thence, part went to the parish church, and part to the houses of religion, and made such despatch as, I think, the like was never done in one night.

Это была вторая фаза иконоклазма. Первая, с 10 по 18 августа проходила в юго-западной Фландрии (район Ипра); вторая - с 20 по 27 августа на Шельде и в Голландии. Третья, более поздняя - сентябрь-начало октября к северу от Рейна и Мааса - отличалась от первых двух организованным характером иконоклазма. И если в августе церкви громили кочующие группы, то в сентябре этим занималось местное население, зачастую предводительствуемое дворянством.

Еще через несколько месяцев Филипп II пошлёт в Нидерланды герцога Альбу, что приведет к начало восьмидесятилетней войны.

искусство, Ян Ван Эйк, Флемальский мастер (Робер Кампен?), Франс (Франц) Хогенберг, шестнадцатый век

Previous post Next post
Up