К псоглавости святого Христофора.

Mar 07, 2005 20:22

Всё началось с того, что huzbandit написал: Св. Христофор был также очень красив - настолько, что просил Бога о том, чтобы его красота не искушала других - и с тех пор женщины видели вместо прекрасного лица морду собаки. Поэтому иногда его изображают именно так. Он же привёл ссылку на статью с рассказом о том, что подобные изображения были запрещены на Московском соборе 1667 и рядом весьма любопытных икон.




Из Энциклопедического словаря святых Клеменса Йокле: Начиная с пятого века в Халкедоне возникает поклонение киноцефалу (огромному каннибалу с головой собаки) чудесным образом принайвшему крещение и получившему человеческий облик, дар речь и имя Христофор. Более поздние версии легенды считают св. Христофора солдатом имперской армии, обретшим речь, с"ев райские плоды.



Автор вышеупомянутой статьи указывает на сходство св. Христофора с древнеегипетским культом Анубиса. Подобный вывод оспаривает доктор Давид Вудз из Корка в статье The Origin of the Cult of St. Christopher. Анализируя греческое и латинское жития этого святого, он делает вывод о принадлежности последнего племени мармаритов, жившего некогда на территории современной Ливии. Для греков, привычных к описанию всевозможных странных существ в дальних краях, указание на происхождение св. Христофора из страны псоглавцев всего лишь означало его происхождение "с края мира". По мнению Вудза речь идет о дословном понимании потомками очевидного для предков образа. Вудз также отсылает к статье Schwartz, J. "A propos de l'iconographie orientale de s. Christophe", Le Muséon 67 (1954), 93-98.



С именем святого Христофора связана и история святого Гинефорта, упоминаемая Этьеном де Бурбон (ум. 1262) в De Supersticione: This is what they did recently in the diocese of Lyons. When preaching there against sorcery and hearing confessions, I heard many women confess that they had carried their children to St. Guinefort. I thought he was some saint. I made inquiries and at last heard that he was a certain greyhound killed in the following way. In the diocese of Lyons, close to the vill of the nuns called Villeneuve, on the land belonging to the lord of Villars-en-Dombe, there was a certain castle whose lord had a baby son from his wife. But when the lord and lady and the nurse too had left the house, leaving the child alone in his cradle, a very large snake entered the house and made for the child's cradle. The greyhound, who had remained there, saw this, dashed swiftly under the cradle in pursuit, knocking it over, and attacked the snake with its fangs and answering bite with bite. In the end the dog killed it and threw it far away from the child's cradle which he left all bloodied as was his mouth and head, with the snake's blood, and stood there by the cradle all beaten about by the snake. When the nurse came back and saw this, she thought the child had been killed and eaten by the dog and so gave out an almighty scream. The child's mother heard this, rushed in, saw and thought the same and she too screamed. Then the knight similarly once he got there believed the same, and drawing his sword killed the dog. Only then did they approach the child and find him unharmed, sleeping sweetly in fact. On further investigation, they discovered the snake torn up by the dog's bites and dead. Now that they had learned the truth of the matter, they were embarrassed (dolentes) that they had so unjustly killed a dog so useful to them and threw his body into a well in front of the castle gate, and placing over it a very large heap of stones they planted trees nearby as a memorial of the deed. Самое имя этого святого, вероятно, происходит от Кенофорос (псоликий), одного из титулов святого Христофора.

Любопытно, что в Пермской губернии святой Христофор выступал и защитником охотничьих собак: ему должно было молиться об их здоровьи.

Сайт Давида Вудза, посвященный святому Христофору: http://www.ucc.ie/milmart/Christopher.html

Previous post Next post
Up