Обычная ситуация; картины без художников (авторство неизвестно) и художники без картин (не сохранились или неизвестны). Именно поетому зачастую схожие картины группируют, дают автору имя Мастер такой-то, и потом иногда, пытаются идентифицировать Мастера с художником, известным по документам.
Флемальский мастер
Робер Кампен (?) (Robert Campin)
Основная группа картин -
св. Вероника,
Разбойник на Кресте и
Мадонна - идентифицирована фон Чуди (1898). Отождествление с Кампеном предложено Хулином де Лоо (1909), на основании идентификации ученика Кампена Рожеле де ла Пастюре с Рогиром ван дер Вейденом.
До сих пор вызывает споры, равно как и принадлежность тех или иных картин к группе Флемалль. Строо предложил, к примеру, считать
триптих Мероде работой мастера триптиха Мероде. Даненс увидела в картинах основной группы связь с художниками из Гента.
Мастер легенды св. Варвары
Аарт ван ден Боссе (?) (Aert van den Bossche)
Основная картина: Легенда св. Варвары (Брюгге, музей базилики св. Крови;
Брюссель). Вычленен Фридлендером (1924). Бяслостоцки (1966) впервые приписал этому мастеру
"Мученичество свв. Криспина и Криспиана" (Варшава, Музеум Народове). Из документов известно, что картина была заказана именно Аарту ван ден Боссе. Идентификация была позднее поддержана Перье-д'Итерен (1989-1991).
Мастер триптиха Орсой (Orsoy)
Колайн де Котер (Colijn De Coter)
Основная картина - полиптих св. Николая в Орсой (Германия). Один из редких случаев, когда название мастер ... может быть опущено: речь о работе Колайна Де Котера. Полиптих был впервые приписан Де Котеру Фридлендером (1908). Позднейщие дискуссии сводились к тому в какой степени те или иные панели полиптиха принадлежат самому Де Котеру, его ученикам и подмастерьям. Другие примеры картин Де Котера: Триптих Снятия с Креста (
Брюссель), Крещение св. Либерта (
Мехелен), Триптих Троицы (
Лувр). В последнем заметно влияние Флемальского мастера и Рогира ван дер Вейдена.
Мастер Благовещения Экса
Бартоломеус Де Клерк, Бартeлeми д'Эйк (?) (Bartolomeus De Clerc, Barthélémy d'Eyck)
Основная картина: Благовещенье (
Экс,
Брюссель, Роттердам (
1,
2), Амстердам;
реконструкция). Идентификация основывается на предположительном времени создания алтаря (1443-1445) и информации о художниках фламандского происхождения, находившихся тогда в Эксе. Другими кандидатами на роль мастера Благовещения Экса называли Колантонио (отвергнуто) и Жана Шапю (предложено Бойером;
Grove называет считает версию также
отвергнутой, хотя
WGA предлагает именно ее).
Мастер Спасения Прадо
Вранке ван дер Стокт (Vrancke van der Stockt)
Основная картина - Спасение (
Прадо). Мастер Спасения Прадо был открыт Джорджем Хулином де Лоо, позднее (1929) им же был отождествлён с брюссельским мастером Вранке ван дер Стоктом.
Мастер роттердамского св. Иоанна на Патмосе
Дирк Боутс (Dirk Bouts)