Об идентификации анонимных мастеров.

Nov 16, 2004 21:25

Обычная ситуация; картины без художников (авторство неизвестно) и художники без картин (не сохранились или неизвестны). Именно поетому зачастую схожие картины группируют, дают автору имя Мастер такой-то, и потом иногда, пытаются идентифицировать Мастера с художником, известным по документам.

Флемальский мастер
Робер Кампен (?) (Robert Campin)
Основная группа картин - св. Вероника, Разбойник на Кресте и Мадонна - идентифицирована фон Чуди (1898). Отождествление с Кампеном предложено Хулином де Лоо (1909), на основании идентификации ученика Кампена Рожеле де ла Пастюре с Рогиром ван дер Вейденом.

До сих пор вызывает споры, равно как и принадлежность тех или иных картин к группе Флемалль. Строо предложил, к примеру, считать триптих Мероде работой мастера триптиха Мероде. Даненс увидела в картинах основной группы связь с художниками из Гента.

Мастер легенды св. Варвары
Аарт ван ден Боссе (?) (Aert van den Bossche)
Основная картина: Легенда св. Варвары (Брюгге, музей базилики св. Крови; Брюссель). Вычленен Фридлендером (1924). Бяслостоцки (1966) впервые приписал этому мастеру "Мученичество свв. Криспина и Криспиана" (Варшава, Музеум Народове). Из документов известно, что картина была заказана именно Аарту ван ден Боссе. Идентификация была позднее поддержана Перье-д'Итерен (1989-1991).

Мастер триптиха Орсой (Orsoy)
Колайн де Котер (Colijn De Coter)
Основная картина - полиптих св. Николая в Орсой (Германия). Один из редких случаев, когда название мастер ... может быть опущено: речь о работе Колайна Де Котера. Полиптих был впервые приписан Де Котеру Фридлендером (1908). Позднейщие дискуссии сводились к тому в какой степени те или иные панели полиптиха принадлежат самому Де Котеру, его ученикам и подмастерьям. Другие примеры картин Де Котера: Триптих Снятия с Креста (Брюссель), Крещение св. Либерта (Мехелен), Триптих Троицы (Лувр). В последнем заметно влияние Флемальского мастера и Рогира ван дер Вейдена.

Мастер Благовещения Экса
Бартоломеус Де Клерк, Бартeлeми д'Эйк (?) (Bartolomeus De Clerc, Barthélémy d'Eyck)
Основная картина: Благовещенье (Экс, Брюссель, Роттердам (1,2), Амстердам; реконструкция). Идентификация основывается на предположительном времени создания алтаря (1443-1445) и информации о художниках фламандского происхождения, находившихся тогда в Эксе. Другими кандидатами на роль мастера Благовещения Экса называли Колантонио (отвергнуто) и Жана Шапю (предложено Бойером; Grove называет считает версию также отвергнутой, хотя WGA предлагает именно ее).

Мастер Спасения Прадо
Вранке ван дер Стокт (Vrancke van der Stockt)
Основная картина - Спасение (Прадо). Мастер Спасения Прадо был открыт Джорджем Хулином де Лоо, позднее (1929) им же был отождествлён с брюссельским мастером Вранке ван дер Стоктом.

Мастер роттердамского св. Иоанна на Патмосе
Дирк Боутс (Dirk Bouts)

Колайн де Котер, искусство, Мастер Благовещения Экса, Аарт ван ден Боссе, Макс Фридлендер, Вранке ван дер Стокт, Флемальский мастер (Робер Кампен?), Дирк Боутс-старший, Мастер Спасения Прадо, Бартeлeми д'Эйк, Мастер легенды св. Варвары, Мастер роттердамского св. Иоанна на Патм, Бартоломеус Де Клерк, Мастер триптиха Орсой, пятнадцатый век

Previous post Next post
Up