В кружке заваривается чай, а я, как и обещал ранее, добрался, наконец, до описания своего похода в городской музей морского транспорта, что находится в городе Киле, по адресу Kiel, Wall, 65.
Маяк ничем особенным не примечателен, кроме того, что можно к нему подойти поближе и рассмотреть, как он устроен.
Вильгельм Бауэр личность интересная. Токарь и кавалерист, изобретатель и строитель первой немецкой подводной лодки, успевший поработать, в том числе, и в российском морском ведомстве.
Правда, первая его лодка затонула в 1851 году в Кильской гавани, а лодка, построенная для российского морского ведомства, в 1856 году так и не прошла успешно испытаний, но это не умаляет заслуг изобретателя. После неудач с подводными лодками, инженер не опустил руки и продолжил работу над своими изобретениями. В 1858 году он переселился в Линдау. В 1863 году ему удалось поднять пароход «Людвиг», утонувший двумя годами ранее. Собственно говоря, этого чудака - инженера можно считать основателем немецкого подводного флота.
Музей открыт с 10 до 18 часов, в зимнее время (с 15 октября по 14 апреля) - только по выходным, с 10 до 17 часов. Вход в музей стоит три евро. За эти деньги вы получаете возможность ознакомится с экспозицией музея, а так же пройти на корабли, стоящие тут же, у набережной, у специально выстроенного музейного пирса.
Кстати, за возможность фотографировать дополнительной платы (как это любят делать в некоторых российских заведениях культуры) не берут.
Дальше, с вашего разрешения, я ухожу в тень и просто показываю вам малую толику сокровищ, находящихся в распоряжении музея. С минимумом комментариев, если кого-то что-то сильно заинтересует, в конце концов, информация в интернете есть всегда, нужно уметь её найти и воспользоваться :)
На стене - стилизованное изображение - чертёж подводного судна, строившегося в России:
Тут же - восстановленный нос этой лодки. Макет, конечно.
К сожалению, я только что обнаружил, что внутренности этого макета я не заснял. А лодка была интересной:
Корпус подводной лодки был изготовлен из железных листов толщиной 15 мм. Листы скреплялись толстыми эллиптическими железными шпангоутами. В носовой части перегородкой отделялась водолазная камера - для выхода из подводной лодки водолаза она заполнялась водой, после возвращения водолаза - продувалась воздухом. Движение подводной лодки осуществлялось мускульной силой матросов, вращавших 4 ступенчатых колеса, которые с помощью фрикционной муфты приводили в действие гребной винт. Бауэр предполагал, что скорость подводной лодки будет около 7 узлов, на испытаниях же скорость не превышала 1 узла, матросы быстро утомлялись и лодка из-за малой скорости переставала слушаться руля. Максимальный пробег со скоростью 1 миля в час составил 100 саженей (время - 17 минут). Для погружения и удержания на глубине использовались 4 цилиндрические цистерны, 3 из которых при погружении заполнялись полностью, а 4-я (меньших размеров) - регуляторная - предназначалась для удержания подводной лодки на заданной глубине. При всплытии вода откачивалась ручными насосами.
На носу подводная лодка несла большую мину, которая должна была прикрепляться к неприятельскому судну с помощью гуттаперчевых рукавиц. Для очистки воздуха от углекислого газа предлагался искусственный дождь, для создания которого насосом подавалась вода через 7 труб с мелкими отверстиями. Подводная лодка "Seehund" ("Тюлень"), вернее, ее останки, поднятые с морского дна. Наглядно видно, что делает море с творением рук и гения человеческого, в течение крайне короткого отрезка времени. Для меня, как всегда в таких случаях, осталось загадкой, как вообще можно было хоть что-то делать в столь малом внутреннем объёме. Точно известно одно: немецкие подводники клаустрофобией не страдали. И, видимо, все, как один были насмерть сумасшедшими. Я бы так - не смог.
Сверхмалая подводная лодка Seehund (нем. тюлень) была самой успешной из всех подобных аппаратов, созданных для кригсмарине. Проект получил обозначение Тип XXVIIB5 и разрабатывался конструкторским бюро Глюкауф в Бланкенбурге. 30 июня 1944 года был заключен контракт с судостроительным заводом Ховальдсверке на постройку трех прототипов лодки и принята программа по постройке 1000 таких субмарин в дальнейшем. Правда, до конца войны построили только 285 штук, еще 93 лодки пребывали в различных стадиях готовности. Это объяснялось нехваткой материалов, и предпочтением Деницем лодок XXIII серии. Главными достоинствами лодки были очень быстрое погружение ( 4-5 секунд) и то, что лодка крайне трудно обнаруживалась как в надводном положении радиолокаторами, так и в подводном гидроакустической аппаратурой. Кроме того, Seehund в отличие от остальных миджетов, мог действовать у берегов Англии.
Лодки поступили на вооружение пяти К-флотилий Lehrkommando 300. Первая операция, проведенная в январе 1945 года в устье Темзы, закончилась плачевно - 16 из 18 лодок были потеряны. В дальнейшем лодки действовали более успешно, потопив до мая 1945 года французский эсминец Le Combattante, 9 грузовых судов водоизмещением 18,5 тысяч тонн и повредив еще три.
В апреле лодки выполнили две специальные миссии по снабжению продовольствием окруженной немецкой группировки в Дюнкерке. Вместо торпед лодки несли контейнеры с продовольствием, которые называли “масло-торпеды”. Обратно лодки везли корреспонденцию от окруженных.
28 апреля 1945 года операции с участием Seehund были прекращены. За это время было потеряно 35 лодок, причем, большинство было потеряно из-за сложных метеоусловий и по причине неполадок.
После войны страны-победительницы проявили большой интерес к субмаринам этого типа, а некоторое количество Зеехундов даже было введено в боевой состав ВМС СССР и Франции. Продолжение - следует.
forum.pilgri.ru