Топ-20 фильмов про первых чекистов. Часть 3

Dec 20, 2023 22:31



20 декабря - День чекиста. В этот день, в 1917 году, была создана легендарная ВЧК. Правда, именно в тот момент она создавалась не как классическая спецслужба, а просто как одна из многочисленных чрезвычайных (т.е. временных) комиссий и имела главной целью преодоление тотального саботажа в Москве и Петрограде.

Однако уже к середине 20-х гг. ВЧК-ОГПУ выросла в одну из лучших спецслужб мира; и это притом, что в отличие от тех же наркоматов, она была создана с нуля: созидать ВЧК на основе царских спецслужб большевики по понятным причинам не могли.

Уверен, историки спецслужб согласятся со мной, что сталинские ВЧК-ОГПУ-ГУГБ НКВД-НКГБ-МГБ плюс СМЕРШ и личная разведка Сталина, о которой сегодня почти ничего не известно (а лучшая разведка именно та, о которой никто ничего не знает) - это сильнейшие спецслужбы в мировой истории.

И дело здесь не только в профессионализме. Спецлужбы капстран тоже умеют работать, но весь их профессионализм, вся их сила направлены на благо узкой группы власть предержащих и зачастую против народа.

Тогда как ВЧК-МГБ, Штази, ДГИ, Секуритате, ШтБ и другие социалистические спецслужбы действовали, а ДГИ, слава Богу, и по сей день продолжает действовать в интересах широких масс простого населения.

Сталинские чекисты были стрежнем, на котором прочно держалась Советская держава. Недаром враги народа хр*щёв и маленков свою деятельность по разрушению СССР начали даже не с удара по Сталину, а с удара по госбезопасности, устроив страшный - и качественный, и количественный - разгром советских спецслужб в 1953-55 гг.

От этого удара отечественная госбезопасность так и не оправилась, и КГБ в последствии отнюдь не стал достойной, равноценной заменой Сталинским спецслужбам.

Когда же систему госбезопасности возглавил ещё один лютый враг народа - андропов, то КГБ в лице своей верхушки вообще превратился в сборище калугиных, бакатиных, бобковых и прочих предателей, где-то своими действиями, где-то своим бездействием сыгравших ключевую роль в развале СССР и падении социалистических режимов в ГДР и странах Восточной Европы. Как говорится, необходимость присутствия определяется отсутствием.

Ну а я, как большой любитель советского кинематографа, хотел бы составить рейтинг лучших, на мой взгляд, художественных фильмов, посвящённый первым чекистам - сотрудникам ВЧК-ОГПУ.



3. "Срочно... Секретно... ГубЧК"

Очень сильный и удачный приключенческо-шпионский фильм, в котором прекрасно развиты и показаны и приключенческая, и историческая, и шпионская, и драматическая линии. Картина, увы, опять-таки почти что неизвестная - как не трудно догадаться, на экраны она вышла в 80-е гг.

Отряд ЧК проводит операцию по срыву обмена пушного запаса Якутии на японское оружие и деньги, предназначенные для войны против русского народа. Операция почти уже закончилась полным успехом, как вдруг жизнь внесла свои коррективы.

Чекисты, находившиеся в тылу врага, вынуждены были внепланово выходить на связь с Центром, чтобы запросить нового проводника. Этот разговор попал к белым контрразведчикам, которым стал известен номер каюты на пароходе, в котором едет связник; они арестовывают всех пятерых пассажиров, и начинают "раскручивать" каждого.

Тем временем чекисты проводят ещё одну спецоперацию, в результате которой вся пятёрка попадает к ним в руки; личность проводника, по законам киножанра, оказывается самой неожиданной...

В фильме здорово сыграли как общепризнанные актёры: Владимир Басов, Роман Филиппов, Пётр Вельяминов, так и менее известные: Степан Емельянов, Ирина Короткова, Юрий Ерёмин.

Причём Вельяминов с его благостным лицом и честными глазами традиционно игравший не просто положительных, а образцовых героев, хорошо исполнил здесь отрицательную роль - руководителя белых палачей из контрразведки.

Режиссёр Александр Косарев, для которого данный фильм стал абсолютно лучшим в его карьере, здорово раскрыл Вельяминова в этом амплуа. Позже он вновь использует актёра в отрицательно образе - в картине "Сувенир для прокурора" - и вновь получится удачно.

Что же касается Басова, то насколько я ценю его как актёра, настолько же он мне не импонирует как режиссёр. Будучи актёром, Басов придавал особый колорит, особый блеск почти что любой роли, которую исполнял, даже маленькой. А вот из всех фильмов, которые он снял и которые я видел, удачным считаю лишь "Жизнь прошла мимо".

Здесь Басов блистательно сыграл путешествующего авантюриста с обезьянкой - это была потрясающая роль и просто стопроцентное попадание в образ.



2. "Свой среди чужих, чужой среди своих"

"Свой среди чужих, чужой среди своих" - это название раскрывает нам сущность чекистской работы: деятельность своих среди чужих (разведывательная и подрывная деятельность в стане врага) и выявление чужих среди своих (контрразведывательная и контрподрывная работа у себя дома).

Совсем недавно я делал подробный разбор фильма, в котором рассказал о картине с исторической и художественной точек зрения; об актёрской игре и о том, почему Юрий Богатырёв и Николай Пастухов явно подходили на роли работников ЧК, а Александр Пороховщиков - нет.

О том, как приключенческая линия поглощает в фильме чекистскую, а председатель исполкома проделывает за главу ГубЧК тонкую, спецслужбистскую работу; о том, почему большевики сделали очень правильно, загружая героя С. Шакурова именно бумажной работой; о логических, исторических и костюмерных нестыковках и попаданиях в точку; и о многом другом.

Чтобы не повторяться, на сей раз я решил остановиться только на идеологических моментах картины. Ведь если воспринимать "Свой среди чужих..." только как боевик, без идеологической нагрузки, то Шилов выходит этаким сильвестром сталоне или стивеном сигалом, который от переизбытка сил бросает вызов мировому злу и в одиночку крошит всех злодеев, сам же при этом отделывается парой лёгких царапин.

Но нет, такая примитивизация недопустима! Фильм "Свой среди чужих..." нужно рассматривать именно под идеологическим углом, ведь подвиг Шилова в фильме - это подвиг настоящего коммуниста - человека, ставящего в приоритет не личное, а общественное; и если надо - то в ущерб личному.

Эта картина действительно в себе очень высокую идейно-смысловую нагрузку. Чего стоит хотя бы фраза, высказанная, вернее, даже выкрикнутая ромистром Лемке в разговоре с чекистом Шиловым: "Это (золото)... Это должно принадлежать одному, а не всем".

Данная фраза в высшей степени точно и блистательно выражает всю гнилую, ублюдочную сущность капитализма и в то же время отвечает на вопрос, почему нынешняя дыpэфия при всех её богатствах, недрах и ресурсах живёт так плохо.

Почему более 90% населения вынуждены жить либо в нищете, либо в бедности, либо в кредитно-ипотечной яме, либо более-менее хорошо, но работать при этом на 3-4 ставки, по 16-18 часов в сутки? Почему?! Да потому что все богатства, недра и ресурсы принадлежат у нас ОДНОМУ (очень узкому кругу узурпаторов), а не ВСЕМ (широким массам простого населения)!

А помните пораженческое лицо Лемке в конце фильма, когда он с тоскливой завистью смотрит на радостное воссоединение Шилова со своими товарищами! О чём он тогда кручинился? Явно ведь не о золоте - Лемке тогда просто переосмыслил свою жизнь и понял, что не по той дорожке пошёл.

Красные - вот они, сплочены не только личной дружбой, но общей Идеей, высокой идеей. А у белых не было никакой идеи, потому и никакого белого движения не было; "белое движение" - это один из самых лживых штампов русской истории. Были отдельные белые движения, вернее, банды, имевшие одну только "идею" - грабить и убивать.

Поэтому белые и не смогли договориться между собой (в таком случае шансов у красных не было), потому что каждый из них смотрел на Россию, как на добычу, и делить эту добычу они не хотели ни с кем, даже со своими беложопыми соплеменниками.

Вся эта историческая ситуация в миниатюре показана и в фильме, в линии с героем Александра Кайдановского. С группой офицеров он совершает бандитский налёт на поезд, убивает людей, похищает золото. Но что дальше? Дружбы нет, идейности тоже.

Лемке забирает всё золото себе, а своих подельников обрекает на смерть, при этом наверняка понимает, что каждый из них на его месте поступил бы примерно так же, просто он их опередил.

И совсем другое мировоззрение, другой образ действия мы видим у чекиста Шилова в исполнении Юрий Богатырёва. По сути, это был дебют Богатырёва в кино (до этого он сыграл лишь эпизодическую роль в короткометражном "Спокойном дне в конце войны"), и дебют отличный.

Шилов тащит на себе раненного и обладающего важной информацией ротмистра, а также тяжеленный баул с золотом, чтобы отдать его народу, хотя может легко забрать золото себе и уйти заграницу. К тому же ещё неизвестно, поверят ли ему, когда он доставит золото и ротмистра; теоретически могут даже расстрелять. Тем не менее выбор для Шилова очевиден!



1. Адъютант его превосходительства

Выдающийся советский режиссёр Евгений Ташков подарил нам два подлинных шедевра советского и мирового кинематографа, посвящённых доблестным советским спецслужбам: 3-серийный "Майор Вихрь", посвящённый деятельности ГРУ, и 5-серийный "Адъютант его превосходительства", рассказывающий о работе ВЧК.

Фильм про Адъютанта действительно шедевральный! Тут и красивый, нетривиальный и притом гармонично реализованный сюжет. Тут и правильное созданное (в т.ч. благодаря прекрасной музыке Андрея Эшпая) напряжение, правильный нерв, держащие зрителя в должном тонусе на протяжении всего просмотра. Тут и блестящее сочетание линий шпионского фильма, психологического детектива, любовной драмы и исторического кино.

В "Адъютанте..." свою лучшую роль сыграл Юрий Соломин, создавший первый в советском кинематографе глубокий и вместе с тем прекрасно раскрытый образ выдающегося, предприимчивого и самоотверженного разведчика, успешно работающего в стане врага в критический момент истории - разведчика, не имевшего профессиональной подготовки, но потрясающим образом, сочетавшего в себе интеллектуальный героизм и героизм физический.

Причём это был не фальшиво-карикатурный героизм, не пиндосовская суперменщина, а реальный, мужественный образ идейного, самоотверженного чекиста.

В этих фильмах Ташкова две свои ярчайшие роли сыграл Владислав Стржельчик. Причём в обоих случаях это были роли врагов Советской власти (белого генерала и полковника абвера); но сыграны они были так, что у зрителя вызывали скорее какие-то латентные симпатии, чем отвращение.

Ещё один отрицательный персонаж фильма, который своей игрой не вызывает больших антипатий - это начальник контрразведки в исполнении Владимира Козела. Хотя то, что в контрразведке у белых служили настоящие палачи - исторический факт.

Это, кстати, к вопросу о том, что в советских фильмах образ врага (представители белых движений, иностранные шпионы и диверсанты, фашисты, внутренние предатели) не очернялся искусственно. Враги в советском кино в человеческом плане показывались такими, какими были на самом деле, а в художественном - их образы, конечно, сильно смягчались.

Хотя, конечно, реабилитация белогвардейщины, начавшая на советских экранах в 60-е гг., была огромной ошибкой! Это предельно опасная дорога: сегодня вы почитаете колчаков и врангелей, а завтра вешаете памятные доски манергейму и вводите в школьную программу солженицина, призывавшего сша к атомной бомбардировке России; что дальше - реабилитация власова, шкуро и краснова??? А там на горизонте уже борманы, геббельсы и гиммлеры. Очень опасный путь!

Присутствует в фильме и ряд ярких актёрских работ второго плана: Евгений Шутов с его мужицкой, рабоче-крестьянской внешностью очень гармонично смотревшийся в роли мобилизованного на работу в ЧК моряка; Андрей Петров в роли простецкого красного командира; Евгений Тетерин с его бегающими глазами и испуганным лицом в роли красного подпольщика и др.

А главное актёрское украшение фильма - Татьяна Иваницкая, балерина, которая, не будучи профессиональной актрисой, потрясающе, очень тонко и женственно сыграла дочь полковника Щукина-Козела и возлюбленную Кольцова-Соломина. По истине, это одна из ярчайших женских ролей в советском кинематографе!

В заключение нельзя не сказать о том, что воспринимать и "Свой среди чужих, чужой среди своих", и "Адъютант его превосходительства" без идеологической нагрузки в корне неверно!

И чекист Кольцов, равно как и чекист Шилов, был настоящими коммунистами, на практике воплощавшим главный коммунистический принцип: действовать не ради личного блага, а ради общественного, и если понадобится - в ущерб личному.

Кольцов встречает свою любовь, любовь большую и настоящую, имеет возможность уехать с ней в Париж (где для него тоже нашлась бы работа по линии ЧК), но отвергает личное счастье ради выполнения задания; и в конце концов, де-факто жертвуя своей жизнью, срывает операцию по поставке танков для фронта белых, спасая тем самым многие-многие другие жизни!

Топ-20 фильмов про первых чекистов. Часть 1
Топ-20 фильмов про первых чекистов. Часть 2

ВЧК, Татьяна Иваницкая, кино, СССР, товарищ И. В. Сталин, госбезопасность, Юрий Богатырёв, ОГПУ, социализм, КГБ, история, антикапитализм, Юрий Соломин

Previous post Next post
Up