Итак, продолжаем разговор о лучших фильмах про ВЧК-ОГПУ,
начатый в День чекиста! 5. "Без видимых причин"
Очень удачный фильм, привлекающий в первую очередь нетривиальной закрученностью сюжетных линий и актёрских образов: ротмистр, под чужим именем, добровольно явившийся в ЧК, и имевший задание получить у сокамерника списки белой агентуры; его жена, актриса театра, мастерски осуществившая операцию по ликвидации красноармейца, опознавшего ротмистра; командир взвода охраны тюрьмы ЧК, под легендой и именем капитана белой контрразведки внедрившийся к белобандитам, и приведший их в засаду к чекистам; начальник тюрьмы, являющийся на самом деле агентом белых, но вовремя раскрытый чекистами, и грамотно использованный ими в оперативной игре.
Из актёрских образов выделяются Михаил Кононов, на сей раз стоящий по белую сторону баррикад; Эрнст Романов, продолжающий киноряд, вроде бы, невыразительных начальников ЧК-ГПУ, но умело укладывающих противника на лопатки в интеллектуальном поединке; Георгий Дрозд, как всегда, гармоничный в образе бандита.
4. "Срочно... Секретно... ГубЧК"
Отличный чекистско-приключенческий фильм, не получивший, увы, должного признания. Отряд ЧК проводит успешную операцию по срыву обмена пушного запаса Якутии на японское оружие и деньги, предназначенные для гражданской войны против русского народа. Операция почти уже закончилась, как вдруг, выстрелом из засады был смертельно ранен проводник отряда, который, после завершения операции, должен был через Тайгу выйти в расположение армии.
Чекисты, находившиеся в тылу врага, вынуждены были внепланово выходить на связь с Центром, чтобы запросить нового проводника. Этот разговор попал к белым контрразведчикам, которым стал известен номер каюты на пароходе, в котором едет связник; они арестовывают всех пятерых пассажиров, и начинают "раскручивать" каждого. Тем временем, чекисты проводят ещё одну спецоперацию, в результате которой вся пятёрка попадает к ним в руки; личность проводника, по законам киножанра, оказывается самой неожиданной.
Из актёрских работ выделяется Пётр Вельяминов, который традиционно играл не просто положительных, а образцовых героев, здесь же исполнил отрицательную роль - капитана белой контрразведки; также очень удачно сыграл Владимир Басов, в роли авантюриста с обезьянкой - просто стопроцентное попадание в образ.
3. "Покушение на ГОЭЛРО"
Как и предыдущий фильм, "Покушение..." осталось не просто недооценённой, а вообще, почти неизвестной картиной. И это явная художественная несправедливость: фильм вышел достаточно сильный, если ещё подвергнуть его небольшой цензуре, и убрать пару-тройку моментов, получится вообще шедевр.
А судьба фильма логична: картина вышла на экраны 20 декабря 1986 года - в День чекиста и в канун очередной годовщины принятия плана ГОЭЛРО; не прошло и двух лет, как политическая ситуация в стране изменилась, и славное советское прошлое (и особенно чекистская его составляющая) стали выставляться совсем в другом свете, нежели было на самом деле и нежели показано в картине.
Что же касается непосредственно фильма, то он имеет вполне реальную основу: начало 30-х гг., НСДАП в Германии - ещё не у власти, но прицел на будущую войну уже взят; немецкие спецслужбы решают ослабить промышленно-технический потенциал Советского Союза; разрабатывается соответствующий план. После этого начинается увлекательный интеллектуальный поединок между советскими и немецкими спецслужбами, с активным использованием агентуры и резидентуры.
У немцев, в числе своих среди чужих - бывший капитан колчаковской контрразведки, работающий ныне начальником вокзала и живущий под чужим именем; его помощник - кладовщик электростанции, тоже бывший колчаковец; а также - торгпредство немецкой фирмы "Континенталь", фактически - "легальная" разведка под прикрытием.
У чекистов на ОГПУ работают секретарша главы московского филиала того самого "Континенталя", майор немецкой разведки, а также имеется двойной агент: для немцев он - работающий против СССР инженер ЭлектроИмпорта, а на самом деле - кадровый сотрудник ОГПУ.
Этот красочный поединок заканчивается победой чекистов, сорвавших в итоге план Покушения на ГОЭЛРО (в первую очередь, недопустивших взрыв ДнепроГЭСа), правда, не без потерь: в частности, в результате диверсии погиб главный инженер краснотальской электростанции.
В фильме - очень много гармоничных актёрских образов; здесь отдельно надо отметить удачную работу художника, костюмера и гримёра. В то же время, выделить какого-то одного артиста, или нескольких - не получается; фильм силён именно коллективной актёрской игрой.
По смыслу, главный герой фильма - командированный из Москвы, натасканный сотрудник ОГПУ - Ларцев, в исполнении Юрия Назарова, воплощающий популярный в советских фильмах образ визуально неприметного, невыразительного, в чём-то - даже нелепого, а на самом деле - вдумчивого, рассудительного следователя, укладывающего врага на лопатки в интеллектуальной схватке. В фильме Ларцев не только сумел раскрыть преступление государственного масштаба, но и навёл порядок в местных органах госбезопасности, изрядно повысил уровень профессионализма тамошних сотрудников.
На некотором отрезке фильма главным оппонентом Ларцева выступает неправильный чекист Сергеев, в исполнении Георгия Юматова. Не то, чтобы прямо неправильный, но чрезмерно горячный. По ходу картины Сергеев осознаёт эту свою неправоту, превращаясь в героя, уже положительного; и принимает почти героическую смерть от врага, тоже ставшую следствием непомерной горячности: вместо того, чтобы выждать паузу, и ударить по неприятелю тонко и обдуманно, идёт напрямую. Интересно, что в 80-е режиссёры стали использовать Юматова в качестве отрицательных персонажей ("ТАСС уполномочен заявить", "Соучастие в убийстве", "Покушение на ГОЭЛРО"), но каждый раз получалось так, что герой Юматова вызывал больше сожаления и латентных симпатий, чем негатива.
При помощи грима и очков, из Александра Михайлова, явно не обладающего научно-учёной внешностью, удалось сделать видного главного инженера электростанции, а из Геннадия Юхтина - по жизни трясущегося врага народа, умершего от сердечного приступа раньше, чем его разоблачили чекисты.
Хорош - в роли резидента немецкий спецслужб - Валерий Баринов, классический кинозлодей. Правда, в советских фильмах (
"В полосе прибоя", "Покушение на ГОЭЛРО") злодеи у Баринова получались творческими, глубокими, интересными, а куча криминальных авторитетов и прочих отрицательных персонажей, сыгранных им в постсоветском кино, - это очень уныло, однотипно и шаблонно.
Интересный чекист получился из Алексея Булдакова, который известен, увы, по всяким дерьмовым фильмам постсоветского кинематографа, хотя в СССР играл колоритные роли в таких замечательных фильмах, как "В двух шагах от "Рая", "Покушение на ГОЭЛРО", "Тихое следствие".
Во второстепенных ролях хороши Валерий Захарьев (вокзальный вор), Светлана Рябова (секретарша ГПУ) и др.
2. "Свой среди чужих, чужой среди своих" Переходим к общепризнанным шедеврам. "Свой среди чужих, чужой среди своих". Это название раскрывает нам сущность чекистской работы: деятельность своих среди чужих (разведывательная и подрывная деятельность в стане врага) и выявление чужих среди своих (контрразведывательная и контрподрывная работа у себя дома).
Совсем недавно я делал подробный разбор фильма, в котором рассказал о картине с исторической и художественной точек зрения; об актёрской игре и о том, почему Ю. Богатырёв и Н. Пастухов явно подходили на роли работников ЧК, а А. Пороховщиков - нет; о том, как приключенческая линия поглощает в фильме чекистскую, а председатель исполкома проделывает за главу ГубЧК тонкую, спецслужбистскую работу; о логических, исторических и костюмерных нестыковках и попаданиях в точку; и о многом другом.
Чтобы не повторяться, на сей раз я решил остановиться только на идеологических моментах картины. Ведь, если воспринимать "Свой среди чужих..." только как боевик, без идеологической нагрузки, то Шилов выходит этаким сильвестром сталоне или стивеном сигалом, который от переизбытка сил бросает вызов мировому злу, и в одиночку крошит всех злодеев. Но нет, такая примитивизация недопустима! "Свой среди чужих..." нужно рассматривать под идеологическим углом, ведь подвиг Шилова в фильме - это подвиг настоящего коммуниста.
Однако, написав этот текст, я понял, что его лучше вынести в отдельную тему, и поговорить об этом в следующий раз. А пока - ссылка на уже публиковавшийся текст о фильме и серебряные медали нашего хит-парада.
11 ноября 1974 года на экраны вышел "Свой среди чужих, чужой среди своих"
1. "Адъютант его превосходительства"
Закрывающему наш обзор фильму (так же, как и открывающему его) исполнилось в этом году 50 лет. Выдающийся режиссёр - Евгений Ташков подарил нам два нетленных шедевра мирового уровня, и оба - про доблестных чекистов.
Фильм действительно шедевральный, в нём - красивый сюжет, создающий правильное напряжение, правильный нерв, держащие в должном тонусе на протяжении всего просмотра; сюжет, блестяще сочетающий в себе линии шпионской картины, психологического детектива, любовной драмы и исторического кино.
В "Адъютанте..." свою лучшую роль сыграл Юрий Соломин, создавший первый в советском кинематографе глубокий и, вместе с тем, прекрасно раскрытый образ выдающегося, предприимчивого и самоотверженного разведчика - разведчика, не имевшего профессиональной подготовки, но потрясающим образом, сочетавшего в себе интеллектуальный героизм и героизм физический.
У Ташкова же две свои ярчайшие роли сыграл Владислав Стржельчик. Причём, в обоих случаях, это были роли врагов Советской власти (белого генерала и полковника абвера); но сыграны они были так, что у зрителя вызывали скорее какие-то латентные симпатии, чем отвращение.
Ещё один отрицательный персонаж фильма, который своей игрой не вызывает антипатий - это начальник контрразведки в исполнении Владимира Козела. Хотя, то, что в контрразведке у белых служили настоящие палачи - исторический факт.
Это, кстати, к вопросу о том, что в советских фильмах образ врага (представители Белого движения, иностранные шпионы и диверсанты или даже фашисты) не очернялся искусственно. Враги в советском кино показывались такими, какими были на самом деле.
Присутствует в фильме и ряд ярких актёрских работ второго плана: Борис Новиков, колоритно исполнивший роль еврейского ювелира; Анатолий Папанов, сыгравший яркого представителя такого значимого явления описываемых в фильме событий, как зелёный террор; Евгений Шутов, с его мужицкой, рабоче-крестьянской внешностью очень гармонично смотревшийся в роли мобилизованного на работу в ЧК моряка и др.
А главное актёрское украшение фильма - Татьяна Иваницкая, балерина, которая, не будучи профессиональной актрисой, потрясающе, очень тонко и женственно сыграла дочь полковника Щукина-Козела и возлюбленную Кольцова-Соломина. По истине, это одна из ярчайших женских ролей в советском кинематографе!
В заключение, нельзя не сказать о том, что сегодня, увы, и "Свой среди чужих..." и "Адъютант его превосходительства" принято воспринимать без идеологической нагрузки; и это в корне неверно! И чекист Кольцов и чекист Шилов были настоящими коммунистами, на практике воплощавшими главный коммунистический принцип: действовать не ради личного блага, а ради общественного, и если понадобится - в ущерб личному.
Шилов тащит на себе тяжеленный баул с золотом, чтобы отдать его другим, хотя может легко забрать его себе, и уйти заграницу. Кольцов встречает свою любовь, любовь большую и настоящую, имеет возможность уехать с ней в Париж (где для него тоже нашлась бы работа по линии ЧК), но отвергает личное счастье - ради выполнения задания; и в конце концов, фактически, жертвуя своей жизнью, срывает операцию по поставке танков для фронта белых, спасая, тем самым, многие-многие другие жизни. Об этом забывать нельзя!
Итак, 10-ка лучших фильмов о первых чекистах, на мой вкус, выглядит следующим образом:
10. "Белый флюгер"
9. "Пароль "Отель Регина"
8. "На острие меча"
7. "Сотрудник ЧК"
6. "Синдикат-2"
5. "Без видимых причин"
4. "Срочно... Секретно... ГубЧК"
3. "Покушение на ГОЭЛРО"
2. "Свой среди чужих, чужой среди своих"
1. "Адъютант его превосходительства"
Топ-10 фильмов про первых чекистов. Часть 1