17 мая 1959 года на экраны вышел один из лучших советских шпионских фильмов -
"Незваные гости".
Удивительно: с одной стороны, в хрущёвское время шпионская тема стала находить широкое освещение в кинематографе; с другой - имел место настоящий разгром госбезопасности, чьей целью и была, в том числе, борьба со шпионажем; разгром - как количественный (в 1953-55 гг. органы ГБ были сокращены наполовину), так - и качественный (выдающиеся сталинские чекисты, составлявшие лучшую спецслужбу в мировой истории, ни за что увольнялись/сажались/расстреливались, их места занимали случайные люди, не имевшие кто-то опыта, кто-то - мастерства, кто-то - желания).
К тому же, именно хрущёв законодательно запретил чекистам вести оперативную разработку высокопоставленных партийцев, что открыло тем самым иностранным шпионам и разведчикам, про которых стали снимать кино, беспрепятственную возможность вербовки тех самых партийцев; в итоге, уже к 80-м гг. высшее партийное и государственное руководство СССР в значительной мере состояло из предателей, действовавших в интересах Запада и Сша...
Так вот, шпионские фильмы того времени получались не слишком удачными, в лучшем случае - средними ("В квадрате 45", "Над Тиссой", "Вражьи тропы", "Следы на снегу", "Юнга со шхуны Колумб", "Случай с ефрейтором Кочетковым" и др.). Явно хромали такие аспекты, как острота и закрученность сюжета, работа консультантов, глубокое раскрытие образов (как работников ГБ, так и их противников). И кто бы мог подумать, что первый удачный фильм про работу КГБ будет снят на скромном, периферийном "Таллинфильме" с участием местных актёров. Главную роль сыграл Рейн Арен (вчера, кстати, был день его памяти) - будущий пиратский капитан из "Пиратов 20 века".
Кстати, на мой взгляд, это лучший фильм, снятый в Эстонии. Хотя, есть более известные, но менее сильные и яркие "Отель "У погибшего альпиниста", "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Цену смерти спроси у мёртвых". Также считаю "Незваных гостей" одним из трёх лучших фильмов про советскую госбезопасность, снятых на периферийных киностудиях, два других - "Третья сторона медали" и "Пароль - "Отель Регина".
17 мая 2004 года состоялась премьера "Смешариков", одного из немногих удачных проектов постсоветского ТВ. Собственно, по духу, по уровню "Смешарики" - это советский продукт, продолжающий славные традиции советской мультипликации.
В "Смешариках", как в продукте, сделанном не по западно-пиндосовским, а по советским шаблонам, нет, присущей другим современным мультфильмам, нацеленности на формирование умственной и нравственной недоразвитости маленьких зрителей, на формирование в человеке с малых лет бездуховного, неполноценного, "грамотного потребителя".
Правда, продолжение ("Пин-код" и др.) было уже не очень удачным - именно не с нравственно-педагогической, а с художественной точки зрения: началось банальное, классическое высасывание из пальца. Всё-таки, заканчивать всегда надо вовремя!
Одна из лучших серий "Смешариков", очень актуальная для России - о том, как каждый пишет историю на свой лад...