В советском кинематографе было создано много прекрасных образов разведчика: Бероев-"Вихрь", Даль-Скорин, Тихонов-Штирлиц, Банионис-Ладейников, Любшин-Белов, Соломин-Кольцов, Норейка-Крафт и другие. На мой вкус, лучший и сильнее всего цепляющий за душу образ советского разведчика создал Михаил Волков, блестяще сыгравший чекиста Крылова/Крамера в трилогии "Путь в "Сатурн"-"Конец "Сатурна"-"Бой после победы". Сегодня Волкову (1932-2001) исполнилось бы 86 лет.
Интересно, что роль в фильме "Путь в "Сатурн" (1967) стала для Волкова дебютной в кино - до этого он играл только в театре. Самым сильным - не в плане актёрской игры, а в плане содержания - фильмом трилогии стал "Бой после победы" (1972); а немая сцена, когда герой Волкова случайно встречается в американском лагере для военнопленных со своим московским начальником, генералом НКГБ и эпизод, когда Крылов завербовывает своего многолетнего шефа по абверу, признаваясь, что всё это время работал на СССР - шедевры!
Волков отлично умел и перевоплощаться на сцене и играть отрицательных героев ("Крах инженера Гарина", "Кольцо из Амстердама", "Выстрел в спину"); но даже тогда от его героев исходила какая-то позитивная, добрая аура, позволяющая почувствовать, что исполняя роли негодяев, Волков играет, а не является самим собой.
Увы, в проклятые 90-е Волков досрочно завершил свою яркую актёрскую карьеру, а начавшаяся вскоре болезнь Альцгеймера привела Михаила Давыдовича к досрочному уходу из жизни... Помянем добрым словом артиста с большой буквы!