«Фотоработы Стаса Намина приобщают нас к чему-то грандиозному»

Dec 23, 2021 15:43



В Галерее классической фотографии на Саввинской набережной в Москве открылась персональная выставка «Единство контрапункта» фотографа и художника, музыканта и композитора, режиссера театра и кино Стаса Намина, которая продлится до 16 января 2022 года. Выставка стала частью культурной программы, посвященной 70-летнему юбилею Стаса Намина, в рамках которой в Москве, Санкт-Петербурге и за рубежом в течение всего года проходят выставки, концерты, спектакли и кинопоказы.

На этой выставке представлено более ста фоторабот, созданных Наминым в разные годы. Фотографии охватывают все темы, направления и техники его творчества - от монохромных снимков (первые сделаны «на пленку» еще в середине 1960-х) до фотополотен с использованием приемов фотоколлажа и цифровой обработки.




Фотография: Стас Намин. Собор Святого Петра, Рим.

В экспозицию вошло несколько авторских серий. В «Магии Венеры», представленной Государственным Русским музеем, художник исследует метаморфозы женской красоты до и после рождения ребенка. С юмором сделанная серия «Матриархат» провозглашает красоту и силу женского начала. «Путешествия» - это как удаленные и экзотические уголки планеты (Африка, остров Пасхи, Индия), так и культовые центры цивилизации (Рим, Москва, Нью-Йорк и др.), которые снимают тысячи фотографов, но в интерпретации Намина знакомые большинству зрителей объекты выглядят по-новому - своеобразно и уникально. «Компьютерные игры» скорее похожи на живопись, чем на фотографию, - это одна из первых серий, где автор начал экспериментировать с новыми технологиями. Отдельным циклом представлены фотографии друзей Стаса, которые сделаны не специально, постановочно или в студии, а в непринужденной обстановке где известные всем личности выглядят по-домашнему тепло и уютно, поэтому представляющие поэтому особую документальную ценность. Это и Алла Пугачева с мамой Зинаидой Архиповной, и Владислав Листьев с женой Альбиной, и Андрей Кончаловский с женой Юлией Высоцкой, Юрий Шевчук, Земфира, Борис Гребенщиков, Людмила Сенчина, Валерий Меладзе, Людмила Гурченко, Александр Абдулов, Леонардо ДиКаприо и др.

«Если в основном эта экспозиция построена в соответствии с концепцией и архитектурой выставочного пространства, то серия фотографий друзей нарушает эту логику и представляет собой как будто уголок в квартире, где развешивают памятные снимки из семейного альбома - они расположены вплотную и закрывают всю стену. Эти фактический и есть «домашние» фотографии, которые я раньше никогда не публиковал, и их мало кто видел», - признался Стас Намин.

«Я решил попробовать нарушить традиционные выставочные каноны и сделать эту экспозицию живой. Я имею ввиду что собираюсь менять ее в продолжении тех 2-х месяцев, которые мне предоставлены в Галерее классической фотографии. То есть в декабре и январе экспозиция выставки может сильно отличаться от той, которая была на открытии» - говорит Стас Намин.



Фотография: Стас Намин. Лоскутная девушка в шляпе, 2021 год.

На выставке уже побывали многие профессиональные фотографы и другие известные люди искусства и других областей общественной жизни. Вот что они говорят об увиденном:

Известнейший фотограф и архитектор Лев Мелихов познакомился со Стасом Наминым еще в юности, когда оба были курсантами Суворовского училища. Но даже старый приятель на фотовыставке «Единства контрапункта» увидел «нового Стаса Намина»: «Я вдруг понял, что он просто всё. Человек-всё. Как он слышит, так он и дышит, как пел Окуджава. Стас - человек-оркестр. Я не очень музыкальный человек, но я безумно люблю его группу “Цветы”. А теперь он для меня раскрылся с новой стороны: это человек, который придумывает жизнь свою, и нам дарит ее, он великий выдумщик. Я думал, что я про фотографию уже все знаю. А на выставке смотрю - на каждом фото он мне загадки загадывает. Я был не немножко, а множко ошарашен размахом и виденьем этого мастера».

Руководитель интернет-ресурса Photographer.ru, известный фотограф, продюсер и критик Андрей Безукладников отметил, что лично для него главное на выставке - это портреты: «Они самое ценное, что вообще есть в фотографии. Все остальное можно придумать, сделать, а портреты современников специально не придумаешь. Это то, что останется в истории навсегда».



Фотография: Стас Намин. Из серии «Магия Венеры».

Журналист, обозреватель и ведущий телеканала «Россия К» Владислав Флярковский отметил, что Стас Намин преуспел не только в музыке, в живописи, кино и театре, но и в фотоискусстве: «Фотографирование - дело непростое. Я это знаю, потому что сам с детства этим увлекаюсь. Это такое изматывающее творчество, которое требует не столько терпения, сколько ожесточения, когда всё против тебя. Ты снимаешь какие-то объекты и понимаешь, что до тебя это сфотографировано уже миллион раз. И тебе нужно ожесточиться, чтобы что-то сделать уникальное. Мне кажется, что Стас как раз этим качеством обладает: он прошибает талантом стену штампов и канонов и создает совершенно оригинальные фотографии».

По словам художника и перформера Александра Петлюры, на выставке он чувствовал себя будто в гостях у друга: «Мы дружим со Стасом много лет, я видел много его работ, но при этом я сегодня многое для себя открыл. Я люблю серийность, а Стас все свои фотоработы делает сериями - про друзей, про женщин, про путешествия, пейзажи. Я ходил по выставочным залам и обалдевал: оказывается, Стас всё это время боялся и стеснялся показать всем, что он большой фотохудожник».

Президент Центра глобальных интересов, политолог и публицист Николай Злобин назвал одним из главных достоинств выставки ее эклектичность: «Я очень не люблю тематические выставки. Они подгоняются под одну идею и поэтому выглядят скучными. А здесь просто взрыв мозга, взрыв фантазии, взрыв цветов, географических мест. Все смешалось: кони, люди, животные, предметы, пейзажи, машины. Это очень талантливая и продуманная эклектика, которая на меня производит сильное впечатление».

Российский поэт, сценарист и продюсер Андрей Орлов, известный под псевдонимом Орлуша, считает, что с возрастом Намин «молодеет» как художник: «То, что мой друг делал лет тридцать назад, и стало достоянием культуры страны, лично для меня менее интересно, чем то, что сейчас - он стал в хорошем смысле отмороженным парнем».

В творческой среде Стас Намин приобрел репутацию человека Ренессанса - универсального творца, которому удалось добиться успеха и международного признания в качестве музыканта, композитора, продюсера, художника, фотографа, режиссера театра и кино. Но, по мнению арт-директора Галереи классической фотографии Марка Коберта, если обычно универсальность предусматривает снижение уровня выразительности, глубины и профессионализма, то это не про Стаса Намина. Он гораздо более значимая творческая фигура: «Он почти ровесник века, по крайней мере, его второй половины, многогранная и полноценная самостоятельная творческая личность, которая занимается еще и фотосъемкой. И это невероятный кайф, ведь на выставке выражается точка зрения такой крупной величины, как Стас Намин. Каждый, кто увидит его работы, приобщается к чему-то очень хорошему, большому, грандиозному».



Фотография: Стас Намин. Поцелуй, 2006 г.

Друг Стаса Намина, рок-фотограф Олег Беликов назвал юбиляра гением, которого признали при жизни: «В России гениальных творцов начинают ценить только после смерти. Слава богу, что Стасу довелось ощутить лучи славы при жизни. Каждый человек от рождения наделен всевозможными талантами, но в течение жизни не может их реализовать. К счастью, к Стасу это не относится, он не закопал свои таланты. Если говорить о его фотографиях, то я считаю, что посредством их он несет неформальную культуру в массы - культуру глубины и утонченности и хорошего вкуса. Вы знаете, я сегодня ехал в электричке и увидел, как музыканты ходили по вагонам и пели песни группы “Цветы”! Стас начал нести культуру в массы еще в 1970-х, и эти песни тоже стали золотым фондом нашей культуры».

Знаменитый американский селебрити-фотограф, продюсер и режиссер Марк Сеннет так отозвался о своем друге: «Я считаю Стаса выдающимся фотохудожником. Мы два представителя поколения, выросшего во времена “холодной войны”. Я дружил с президентом Рейганом, а Стас с Михаилом Горбачевым… Мы хорошо помним, как сначала закончилась “холодная война”, а потом, снова началась. И мы оба считаем - пора бы ее снова закончить…

Стас, помимо того, что он потрясающий фотограф, является, наверное, человеком Возрождения, творящим для всего человечества. Он настолько талантлив и успешен в музыке, театре и других своих занятиях, что это поражает».

Каждый уголок выставки можно рассматривать в течение длительного времени, уверен председатель секретариата общероссийской общественной организации «Союз фотохудожников России» Дмитрий Иванов:

«Каждая работа самобытна. Например, история про беременность и роды. Очень душевная, красивая, доверительная. Есть фотографии, которые связаны с путешествиями, где другие страны и культуры предстают в образах от Стаса Намина. Для большинства людей у нас в стране он в первую очередь выдающийся музыкант, но мы видим, что этот человек проявляет свой яркий талант и в других сферах. И как ни странно, для массового сознания Стас в качестве фотографа может оказаться открытием».

Заслуженный тренер России по карате и боевым искусствам, многолетний друг Стаса Намина Алексей Штурмин подчеркнул, что юбиляр удивительно разнообразен в своем творчестве:

«Например скульптор Александр Рукавишников, который работает в разных стилях, но его почерк всегда не трудно узнать. А вот, допустим, работы скульптора Михаила Шемякина выдержаны в одном узнаваемом стиле. Стас тоже работает в разных направлениях, но всегда узнаваем. За что бы он ни взялся, везде его ждет успех. Мы все четверо совершенно разные, но дружим уже много лет».

image Click to view



Известный в мире фотограф Игорь Верещагин высоко оценил работы Намина в стиле ню, представленные на выставке, а также снимки, сделанные во время путешествий:

«Ню снимают очень многие, и далеко не всегда получается так, чтобы не чувствовался привкус пошлости. У Стаса здесь все очень аккуратно достойно и одновременно драйвово, что соединить мало кому удается. Еще отмечу тревел-фотографии, которые совершенно под другим углом показывают те места, которые мы знаем по географическим журналам. Это редкий дар собственного виденья мира».

фотография, фото, Стас Намин, выставка, фотовыставка

Previous post Next post
Up