Исчезнувший мир Петера Корниша

Jan 27, 2021 15:35



Венгерский фотограф Петер Корниш родился в 1937 году в Трансильвании в городе Коложваре, или Клуже (сегодня Клуж-Напока, Румыния). В 1949 году семья Корниша переехала в венгерскую столицу.

Как участник революции 1956 года против советского режима, Петер был исключен из университета, где он изучал право. Он начал заниматься фотографией и десять лет проработал в модном журнале. Как рассказывает сам Петер, поворотным моментом для него стала поездка в небольшую венгерскую деревню Сек в Трансильвании по приглашению его друга. Хотя Клуж, где прошло его детство, находился всего в 67 километрах от этой деревни, Корниш ничего не знал о богатой народной культуре этого региона. Вот почему первое знакомство с уникальной культурой Сека в танцевальном доме «Форросеги» так его поразило.

«Это было так, как будто мы перенеслись на 150 лет назад. Все были одеты в традиционную одежду и танцевали при свете керосиновой лампы, потому что в деревне вообще не было электричества. Это было просто и так красиво, что, когда мы вернулись на рассвете домой, я не мог заснуть от волнения», - рассказывает Петер.



Петер Корниш. Девочки на главной дороге, 1997.

Эта поездка кардинально изменила творческий путь фотографа. В течение следующих десятилетий его целью было показать исчезающие традиционные культуры Трансильвании и всего Карпатского бассейна, сохранить их для будущих поколений и уберечь от забвения.

Политические и экономические изменения, происходившие в Восточной Европе, оказали влияние на общественную культуру и семейные устои. В домах людей остатки традиционного прошлого сосуществовали с признаками глобализации. Проницаемость границ и свобода передвижения рабочей силы в Венгрии вызвали увеличение числа трудовых мигрантов, уезжающих далеко от дома на заработки. Двойственность этого времени отразилась в работах фотографа. Корниш показывает ту традиционную крестьянскую культуру, что сохранилась в уже изменившейся повседневной жизни.



Петер Корниш. Перед Западным вокзалом, 1984.

На выставке Петера Корниша «Течение времени» в Галерее Классической Фотографии представлена богатая палитра фотографий разных лет: от первых снимков на вечере традиционных танцев в Трансильвании в 1967 году до концептуальной серии последних лет, которая посвящена трансильванским женщинам, ищущим работу в Будапеште. Эти работы иллюстрируют необратимые процессы глобализации, которые повлияли как на жизнь отдельно взятой семьи, так и на культуру деревенских жителей в целом. Ретроспектива венгерского фотографа, наполненная магической аурой поселений Трансильвании и Прикарпатья, показывает мир, где время как будто остановилось: даже выбираясь на поиски работы в современный Будапешт, местные женщины продолжают носить традиционные платья.

В экспозицию включена серия фотографий «Трудовой мигрант» (1979-1988 гг), которая является одной из вех современной венгерской фотографии и посвящена маятниковой миграции. Корниш показывает мир простых труженников глазами Андраша Шкарбита - землекопа, который в поисках заработка вынужден перемещаться между Будапештом и далёкой от столицы родной деревней. Глядя на эти фотографии, чувствуется сильная привязанность автора к своим героям, к которым он приезжал на протяжении десятков лет и за чьими судьбами следил.



Петер Корниш. На краю траншеи, 1982.

Яркие визуальные эффекты в работах Корниша отсылают зрителя к творчеству выдающихся предствителей венгерской фотографии: Андре Кертеса и Имре Кински.



Петер Корниш. Инвалид войны, 1976.

В своих ранних работах Корниш обращается к образам деревенской жизни родной страны, которая в 70-х ещё хранила традиционный крестьянский уклад с его повседневными и праздничными ритуалами в практически первозданном виде даже в условиях «экономики развитого социализма». Женщины во время жатвы, церковная служба под открытым небом, вечер народных танцев - такую типичную деревенскую жизнь показывает на своих снимках фотограф.



Петер Корниш. Деревенские школьники, 1973.

Фотографии Петера Корниша очень точно передают уклад жизни сельских труженников, а непосредственность и лёгкость манеры съёмки позволяет зрителям перенестись в реальность повседневной жизни венгерской деревни 70-х.



Петер Корниш. Девушка, ворошащая сено, отдыхает, 1974.

Все работы размещены в хронологическом порядке, от десятилетия к десятилетию. Таким образом, можно проследить, как с течением времени менялся традиционный крестьянский уклад жизни и в камерное семейное пространство проникают первые ласточки глобализации. Экспозицию открывают чёрно-белые кадры из 1960-х, а в её финальной части зрители видят уже современные цветные фотографии. Появление цвета как бы подсказывает, что привычная жизнь героев Корниша изменилась и уже никогда не будет прежней.



Петер Корниш. Угол комнаты, 1997.

Экспрессивность снимков Петера Корниша в новой форме возвращает зрителя к социальной традиции венгерской фотографии. Корниш не только скрупулёзно фиксирует трансформацию традиционной и патриархальной деревни, которая происходила у него на глазах, но и размышляет над теми переменами, которые были вызваны глобальным историческим процессом, что несомненно выделяет его фигуру в современной венгерской фотографии и делает его творчество актуальным и в XXI веке.



Петер Корниш. Символ победившей революции, 1989.

Сегодня Петер Корниш - один из самых известных фотографов Венгрии. Корниш на протяжении 30 лет работал фоторепортером в будапештском издании Nők Lapja («Женский журнал»), затем как свободный фотограф сотрудничал с международными журналами GEO Magazine, National Geographic, Fortune, Forbes и Avenue. Был членом жюри, а затем - членом экспертного совета World Press Photo и американского Фонда Уильяма Юджина Смита. На протяжении двадцати лет входил в состав международного жюри Czech Press Photo. Кроме того, он работал в жанре театральной фотографии, а в 2004 году стал лауреатом Пулитцеровской премии. Как фотограф-документалист Корниш более полувека своей жизни посвятил съёмкам сельских жителей Восточной Европы (в особенности - Трансильвании). В течение десяти лет, начиная с конца 1970-х годов, с камерой в руках он наблюдал за жизнью Андраша Шкарбита - землекопа, вынужденного работать вдали от дома. Так на свет появилась книга «На заработки» (1988). Снимки, сделанные в этот период, легли в основу ключевых книг фотографа: «Отправился я в долгий путь…» (1975), «Прошедшее время» (1979), «Опись: трансильванские картины 1967-1998» (1998), «Привязанность» (2008), «Течение времени» (2017). Выставки Петера Корниша проходили в музеях и галереях семнадцати стран. Его работы можно найти в Музее венгерской фотографии, Музее Нисефора Ньепса (Франция), Национальном музее науки и медиа (Великобритания), Венгерской национальной галерее (Будапешт), Исследовательском центре Гетти (Лос-Анджелес, США) и в Архиве конфликтов современности (Торонто, Канада).

image Click to view



Виртуальный тур по выставке Петера Корниша «Течение времени» даёт возможность посетить экспозицию и посмотреть работы выдающегося венгерского фотодокументалиста:
http://www.classicgallery.ru/gallery-virutal-tour/

крестьяне, история, выставка, фотовыставка, венгерская фотография, культура, интересное

Previous post Next post
Up