В постоянной экспозиции
в Галерее Классической Фотографии представлены интереснейшие экземпляры старинной фотооптики.
Романтическая эпоха ранних объективов интересна тем, что в те времена множество фотографов и производителей оптики руководствовались не только коммерческими идеалами. Постоянно предпринимались как профессиональные, так и любительские попытки создать лучший портретный, идеальный широкоугольный или длиннофокусный объектив. Эти благородные устремления питала искрення вера в будущий расцвет фотографического искусства. Поэтому периодически появлялась уникальная оптика, опиравшаяся на художественный, а не на коммерческий результат. Примером может служить портретный объектив Nicola Perscheid-objektiv, получивший свое название в честь известного немецкого фотографа Николы Першайда (1864-1930).
Никола Першайд начал фотографическую карьеру в 15 лет, когда стал подмастерьем фотографа на своей родине в городе Кобленц. Через несколько лет он покинул учителя и стал странствующим фотографом. Объехав практически всю Германию, он работал еще в Ницце и Будапеште. Уже в 23 года Першайд приобрел известность и стал членом Венгерского фотографического общества. Во время своих путешествий он воспитал несколько фотографов и создал серию портретов известных личностей своего времени. В начале XX века Никола увлекся авицацией. Он стал снимать аэропланы и портреты выдающихся летчиков. Лучше всего ему удавались сложные снимки аэропланов в воздухе. Для этого Першайд устанавливал камеру на второй аэроплан и делал изумительные фотографии летающих конструкций с верхней точки.
Первая серия Nicola Perscheid-objektiv была выпущена фирмой Э. Буша в 1920 году. Первичная оптическая конструкция была примитивна, а технология изготовления объектива не требовала особых затрат. В основе объектива лежала традиционная схема апланата, которая была немного изменена. На фирме Э. Буша поменяли местами линзы в ахроматических парах. Ближе к диафрагме расположили отрицательные линзы с практически плоской наружной повехностью, а снаружи - положительные. Схема была симметричной, а обратное положение линз в ахроматических парах позволило повысить светосилу объектива. Аберрации, размывающие изображения, снизили требования к конструкции, что позволило разработать вполне успешный мягкий асиметричный апланат. До конца выпуска каждый объектив собирали и тестировали индивидуально, поэтому двух экземпляров с одинаковыми показателями резкости не существует.
Объективы серии Nicola Perscheid-objektiv использовали для создания контактных отпечатков или уменьшения изображения. В часности, Никола Першайд делал контактные отпечатки портретов авиаторов, а затем монтировал их на фоне аэропланов. Этот монтаж он переснимал и печатал в виде фотоокрыток со значительным уменьшением. В результате получался идеальный портрет. Считается, что за несколько лет он выпустил около 700 таких открыток.
Материал подготовлен на основе книги С.В. Савельева «Апланат: искусство фотографии».
На снимке: легендарный объектив Nicola Perscheid-objektiv. 1930-40.
Информацию о выставке ищите
на нашем сайте.
Источник:
www.classicgallery.ru.